Организация безопасной среды для детей с РАС

Организация безопасной среды для детей с РАС

Для любого родителя забота о безопасности ребенка — одна из основных задач. Родители детей с РАС сталкиваются с дополнительными сложностями и очень переживают на этот счет. Однако постоянно тревожиться за жизнь ребенка не следует. Соблюдение ряда рекомендаций позволит обеспечить безопасность достаточного уровня.

В 2008 году датские исследователи установили, что смертность среди людей с РАС почти вдвое выше, чем среди нейротипичного населения. Это объясняется такими особенностями, как:

  • отсутствие страха перед опасностью;
  • выраженная нечувствительность к боли;
  • непереносимость телесного контакта;
  • предпочтение одиночества;
  • сложности в выражении собственных потребностей;
  • трудности в общении;
  • отсутствие адаптивной реакции на звуки;
  • неприятие перемен.

Выше указанное в той или иной степени носит угрожающий характер, повышая вероятность травматизации. При этом распространение аутизма среди детей весьма высокое (в среднем 1 из 88 детей страдает РАС), и эти цифры имеют тенденцию расти. Что можно и нужно предпринять, чтобы минимизировать риски?

Как спланировать безопасность ребенка?

  1. Задействуйте семью и тех, кто входит в окружение ребенка: школьный персонал, нянь, соседей, родственников. Пусть у вас будет команда, хорошо осведомленная о потенциально опасных поведенческих особенностях вашего ребенка.
  2. Составьте список мест, в котором вашему ребенку надо обеспечить безопасность. Он может включать школу, дом, дома друзей, общественные места. Оцените их с точки зрения опасности и примите соответствующие профилактические меры.
  3. Включите обучение навыкам безопасного поведения в таких местах в индивидуальную программу.
  4. Отнеситесь с особым вниманием к наиболее опасным ситуациям: побегам, поеданию несъедобного, угрожающему поведению в воде, контакт с бытовой химией и кипятком. Примите необходимые оградительные меры и отработайте навыки безопасного поведения для таких ситуаций с ребенком и другими членами семьи.
  5. Сделайте для ребенка табличку с указанием его имени, контактных данных ближайших родственников, удостоверьтесь в том, что ребенок всегда носит ее при себе или наденьте на него такой идентификационный браслет. Либо же приобретите детский маячок.
  6. Познакомьтесь со своим участковым, местными волонтерами отряда «Лиза Алерт» и поставьте их в известность о вашей ситуации, обсудите свою программу безопасности.

Как обезопасить дом?

Собственный дом может оказаться источником серьезной опасности для маленького ребенка, в случае несовершеннолетних с РАС угроза еще выше. Важно обеспечить безопасность последним на необходимый срок:

  • Мебель: привинтите тяжелую мебель к стене, не забудьте, что бытовую технику и электроприборы также следует закрепить на месте.
  • Чистящие средства: все средства должны быть надежно закрыты в недоступном для детей месте.
  • Двери: иногда достаточно, чтобы входная дверь была заперта на ключ, однако в некоторых случаях стоит установить сигнализацию, чтобы ребенок не смог незаметно покинуть дом. Ключи от двери следует хранить в недоступном месте.
  • Посетители: дети с РАС должны быть обучены правилам в отношении допуска в дом посетителей, особенно если они остаются дома одни. Полный запрет открывать двери кому бы то ни было в отсутствие домашних особенно важен для детей с серьезными нарушениями речи.
  • Горячая вода: ввиду нарушений восприятия некоторые дети могут обжечься горячей водой. Они плохо различают холод и жар. В случае использования дома газовой колонки или других видов нагревателей проблема решается снижением температуры нагрева. В противном случае ребенка следует научить включать горячую воду только одновременно с холодной. Рядом с краном можно разместить визуальное напоминание о том, что горячая вода представляет угрозу. Помните, что те же меры предосторожности нужны и для душевой кабинки.
  • Пожар: любые дети должны быть обучены действовать при возникновении возгорания в доме. Некоторые из детей с РАС пугаются, услышав звуки пожарной сигнализации, в этом случае рекомендуется приобрести сигнализацию, позволяющую записывать голосовые сигналы самостоятельно. Ознакомьте ребенка с пожарной экипировкой и инвентарем, чтобы в случае встречи с пожарными он спокойно реагировал на контакт с ними.
  • Бассейны и водоемы: если вблизи вашего жилища есть водоемы или открытые бассейны, ребенок должен быть обучен правилам поведения у воды. Опасность представляют также надувные бассейны. Обучите ребенка плавать или хотя бы держаться на воде и не оставляйте без присмотра.

Как организовать безопасность в школе?

Обеспечение безопасности в школе является важной задачей, поскольку дети проводят там длительное время.

  • Посетите школу и оцените здание так же, как оценивали дом. Запираются ли окна и может ли ребенок их открыть? Если ли раздражители, которые могут спровоцировать побег? Будет ли ребенок перемещаться по школе без сопровождения? Может ли ребенок покинуть территорию школы незамеченным?
  • До начала учебного года сходите с ребенком в школу. Покажите ему его класс, познакомьте с классным руководителем и учителями.
  • Договоритесь с учителями и персоналом, который будет контактировать с вашим ребенком. Расскажите им наиболее важные вещи про ребенка, оставьте памятки.
  • Узнайте у классного руководителя, какие меры он примет в случае буллинга. Исследования показывают, что дети с РАС существенно чаще становятся жертвами травли, нежели их нормотипичные сверстники.
  • Согласуйте методы, позволяющие успокоить вашего ребенка.

Безопасность в общественных местах

Прогулки и отдых могут быть достаточно непредсказуемыми: важно максимально подготовить к ним ребенка. Рассказав ребенку, куда и зачем вы сегодня собираетесь, вы снизите его тревогу из-за смены привычного порядка и предотвратите срыв. Воспользуйтесь фотографиями, чтобы познакомить ребенка с новым местом. Это также хороший повод обсудить с ребенком те меры предосторожности, которые вы будете предпринимать. Например, держаться за руки при переходе через дорогу, ожидать нужного сигнала светофора и т.п.

  • Рассказывайте социальные истории для описания общественных мест и навыков, которые нужны для приятного времяпрепровождения. Обращайте внимание на то, что ребенку уже хорошо удается.
  • Опишите, что вы будете делать во время отдыха. Невозможно предсказать все, что может произойти в процессе, но можно отметить основные события и убедить ребенка, что он получит приятные впечатления. В непредвиденных случаях сохраняйте спокойствие, чтобы не передать чувство тревоги.
  • Составьте расписание и запланируйте мотивационные мероприятия. Вам следует готовиться к непродолжительному выходу и здраво оценивать свои возможности.
  • Заранее отрабатывайте правила безопасного поведения на улице, отведите время на сюжетные игры про запланированные мероприятия. Переходя через дорогу, проговаривайте правила, затем просите ребенка их повторить.

Вне зависимости от того, где ваш ребенок находится: дома, в школе, на улице, удостоверьтесь, что у него есть всё необходимое для обеспечения  безопасности и он освоил все нужные навыки. Помните, что родитель — главный гарант безопасности своего ребенка.

 

Оригинал текста размещен на странице https://www.safety.com/autism-safety/