А Ваш ребенок умеет? Говорить слово НЕТ?

А Ваш ребенок умеет? Говорить слово НЕТ?

Насколько часто в ответ на просьбы или предложения других людей у вас есть возможность ответить отрицательно? Если выдался сложный день, вы устали и пытаетесь избавиться от головной боли, согласитесь ли вы пойти с другом на прогулку? Возьметесь ли за какую-то работу, если физически не имеете на нее времени, угоститесь ли кокосовой конфетой, если не переносите запах кокоса? Во всех подобных ситуациях у нас есть право и возможность отказаться, сказать «нет» или «не хочу» и не чувствовать себя плохо. Но отсутствие данного навыка, к сожалению, часто можно заметить, у детей, с раннего возраста посещающих большое количество разного рода развивающих занятий. Они могут достаточно хорошо сотрудничать, выполнять инструкции педагогов, заниматься дома с родителями, если привыкли, что это обязательно. И хорошее сотрудничество – это, конечно же, всегда замечательно, но на самом деле, такая ситуация может оказаться достаточно опасной. По мере взросления, у детей появляются новые потребности и желания, они могут плохо себя чувствовать и у них должна быть возможность социально приемлемым способом донести это до взрослого.

К сожалению, ребенок, в репертуаре которого отсутствует данный навык в подобных ситуациях часто может начать самостоятельно тестировать различные виды поведения, которые могут привести к тому, что взрослый перестанет предъявлять требования. Именно с такой проблемой к нам однажды обратилась мама 12-ти летнего мальчика. Ребенок до 40-ка раз за учебный день в школе стучал кулаком по лбу или стучался головой о твердые поверхности. Дома это происходило реже, но тоже имело место быть во время пробуждения, приема пищи или занятий. Поведение присутствовало в репертуаре ребенка очень длительное время и функций у него было сразу несколько, но здесь мы остановимся лишь на том, что часто оно помогало ребенку избежать требований: инструкций учителя, родителей, подъема утром в школу.

С учетом функций поведения постепенно был введен достаточно объемный пакет вмешательств, частью которого являлись цели научить ребенка в разных ситуациях спокойно отвечать взрослому «отойди», «отпусти», «не хочу», «не мешай», «убери» и отвечать «да» или «нет», на вопросы конструкции «хочешь …?».

Тренинг проводился в естественной среде как на занятиях в центре, так и дома. Ребенку предлагались продукты, которые он точно не любит, с вопросом: «хочешь …?» и, заметив его недовольную реакцию, взрослый подсказывал, что сейчас нужно сказать «нет». После того как ребенок повторял «нет», продукт удалялся и через несколько секунд снова предоставлялся с тем же вопросом. Если мальчик отвечал самостоятельно, продукт убирали на более длительный промежуток времени.

По такой же схеме происходил тренинг использования фраз «отойди», «отпусти», «не хочу», «не мешай», «убери». Создавалось множество различных ситуаций, в которых было бы естественно ответить данным образом, и после ответа ребенка неприятные для него действия взрослого прекращались. Мы могли вставать между ребенком и телевизором или становиться на пути ребенка, когда тот двигался в сторону мотивационного предмета, предложить то, что ему нравится, но не отпускать, пока не попросит, брать мальчика за руку и начинать вести в другую сторону, также ожидая реакции «отпусти», мешать ребенку играть в телефон, тыкая в экран или подставлять книжку между ним и его игрой, чтобы он попросил «убери». Также ребенку предлагались не мотивационные виды деятельности в формате «пойдем делать зарядку», при признаках недовольства, взрослый подсказывал мальчику отвечать «не хочу».

В школе была проведена беседа с учителем и тьютором ребенка. Их попросили стараться подсказывать мальчику произносить данные фразы в моменты, когда появлялись предвестники нежелательного поведения и поощрять самостоятельные реакции (незамедлительно выполнять просьбу и не настаивать на том, чтобы ребенок закончил задание).

Семья отмечает, что наиболее видимые результаты появились в течение месяца после введения в тренинг ответов «нет» и «не хочу», но работа по обобщению навыков в различных ситуациях продолжается до сих пор, на настоящий момент с начала вмешательства прошло почти 1.5 года.
Сейчас, сев за стол не голодным, или увидев на нем нелюбимую еду, мальчик чаще всего спокойно говорит «не хочу», на данный момент его просьбы поддерживаются и через некоторое время еда снова предлагается еда. Если родители 2-3 раза предложили что-либо, а ребенок все еще отвечает «не хочу», они стараются настаивать только на выполнении тех требований, выполнить которые действительно необходимо, а в остальных случаях соглашаются с мальчиком.

В школе поведение больше не происходит (случались отдельные эпизоды в дни плохого самочувствия). Ребенок говорит «не хочу», когда устает, учитель позволяет мальчику отдохнуть за партой и затем снова привлекает его к работе. Поведение частично осталось при пробуждении, но работа продолжается. В остальное время происходит очень редко и неинтенсивно. Мальчик сейчас не стучится головой о поверхности, а лишь изредка прикладывает кулак ко лбу, не совершая удар, говорит «лоб» или произносит протяжно «уууу». Рана больше не появлялась.

Успешный результат данного кейса также является последствием того, что все это время вне занятий семья мальчика поддерживает начатое вмешательство и по настоящий момент обобщает просьбы в разных жизненных ситуациях.

Родители отмечают, что действительно, благодаря нескольким фразам, которые ребенок научился произносить вместо опасного поведения, качество его жизни, неизмеримо улучшилось. Они очень рады, что теперь мальчик чаще всего может спокойно высказать свои нежелания. А сам ребенок прекрасно чувствует себя, заметив, что на окружающую среду можно влиять и другим, более простым и приятным для него способом.