Что делать, когда ребенок не слушается? Случай Гриши
Какие поведенческие инструменты помогут наладить взаимопонимание с ребенком? Пример применения поведенческого договора и социальных историй.
Текст и материалы статьи предоставлены Еленой Савельевой, поведенческим специалистом и участницей команды центра «Шаг вперед» в летнем лагере 2019.
Знакомство с мальчиком
Гриша (имя изменено) в сопровождении его мамы и младшего брата приехали к нам в лагерь впервые. На тот момент ребенку исполнилось полных пять лет и был поставлен диагноз РАС.
В первый день знакомства мы наблюдали за тем, как Гриша будет себя вести в новых условиях: во что и как играть, как отреагирует на действия педагога. Ребенок активно осваивал пространство и охотно брал из рук взрослого различные предметы. Постепенно складывалась картина предпочтений ребенка. Более всего Гриша увлекся кинетическим песком: мальчик упорно втыкал в него палочки и расставлял мелкие игрушки. Стало ясно, что эта игровая деятельность предположительно будет эффективно подкреплять поведение ребенка.
Следующий этап ─ понять, с чего мы начнем. Важно было оценить текущее развитие навыков. Наиболее подходящим вариантом для Гриши было тестирование ABLLS-R, в котором удобно представлены все необходимые шкалы. Это помогло нам выявить, каковы мотивационная сфера и уровень сотрудничества Гриши, насколько развиты базовые речевые и учебные навыки.
Данные наблюдения и тестирования позволили нам составить список актуальных целей:
- Введение альтернативной коммуникации (PECS);
- Коррекция нежелательного поведения;
- Формирование навыков безопасности;
- Развитие навыков самообслуживания;
- Увеличение количества и разнообразия просьб;
- Развитие навыков моторной имитации;
- Улучшение навыков понимания речи;
- Расширение мотивационной сферы.
Расскажем подробнее о работе с проблемным поведением.
Проблемное поведение
Гриша периодически негативно реагировал на требования, прерывание мотивационной деятельности, отказ в желаемом. В начале курса, когда педагог приглашал ребенка продолжить заниматься, периодически случались эпизоды нежелательного поведения: мальчик кричал, плакал, падал на пол, пытался убежать и даже ударить взрослого. В течение перемены Гриша с трудом расставался с игрушками, громко вокализировал, когда кто-то другой брал интересные ему предметы.
Было принято решение научить Гришу спокойно принимать отказ. Для этого мы предлагали ребенку выбрать привлекательную альтернативу из визуального меню в качестве замены того, что он просит. Важным условием получения другой игрушки было отсутствие нежелательного поведения на момент отказа.
Мы также использовали действенный метод ─ планшетку «сначала-потом». Если Гриша демонстрировал признаки беспокойства, мы напоминали о том, что приз будет доступен после выполнения того или иного задания.
Для того чтобы облегчить расставание с игрушками, мы стали играть в «мешочек»: учили спокойно и быстро класть в непрозрачную емкость различные вещи, начиная с менее мотивационных и заканчивая самыми любимыми.
В результате Гриша стал чаще возвращаться за стол, сохраняя олимпийское спокойствие.
Мотивационная сфера
Ежедневно педагоги придумывали увлекательные групповые занятия для развития социальных и коммуникативных навыков. Это были коллективные игры и поделки за общим столом. Гриша с большим рвением раскрашивал картинки карандашами и красками, а также лепил фигурки из пластилина. Мы обнаружили, что мальчику нравилось позировать, когда его фотографировали во время изготовления поделок. В лагере регулярно проводились тематические праздники, в которых участвовали дети, родители и педагоги. На День Нептуна наша группа нарисовала аквариум с рыбками. Гриша был в восторге. После праздника ребенок часто выбирал аквариум в качестве приза.
Поведенческий контракт
В ходе групповых занятий в большой комнате Гриша убегал из круга и от мамы, когда та звала сына обратно в хоровод или возобновить танец. Если ассистент возвращал мальчика к другим ребятам, тот кричал, вырывал руку и падал на пол. Увы, часто приходилось прибегать к полной или частичной физической помощи.
Мы оперативно проанализировали ситуацию и остановили выбор на тактике упрощенного контракта. Поведенческие контракты ─ проверенный метод изменения поведения, используемый на практике вот уже более пятидесяти лет. Это документ, устанавливающий четкую связь между выполнением конкретного поведения и предоставлением оговоренных последствий (Купер, Херон, Хьюард).
Перед занятиями в группе педагог показал Грише его поведенческий договор под кодовым названием «Паровозы». Документ был выполнен в виде ламинированного листа бумаги, на котором мы нанесли очертания маленьких паровозов с липкой лентой поверх каждого из них. Сбоку было обозначено место, куда прикреплялось изображение приза.
В первый день мы попробовали использовать в качестве мотивационного стимула соленую соломку. Грише объяснили, что есть красный паровоз и есть зеленый, к последнему прилагалась соломка. В течение всего занятия участие в играх, хороводах и танцах подкреплялось «зелеными паровозами». Последствием нежелательного поведения были «красные паровозы», которые Гриша самостоятельно лепил на планшетку. Наряду с этим, мама мальчика была проинструктирована игнорировать крик и другие проблемные реакции сына. Однако она хвалила и обнимала Гришу, если тот подходил к ней молча, а потом возвращался к занятиям. По завершении ребенок получал приз в объеме заработанных «зеленых паровозов».
Для повышения эффективности вмешательства понадобилось подобрать более действенный подкрепляющий стимул. Побеседовав с матерью, мы определили новый приз ─ чипсы. В последующие десять дней лагеря процент верных реакций не опускался ниже 85%, а в последние три дня был наивысшим. Гриша без проблем включался в танцы, самостоятельно выполнял различные танцевальные и игровые движения, ориентируясь на инструкции ведущего. Мальчик стал водить хороводы вместе со сверстниками и взрослыми, чаще улыбаться и получать похвалу и ласку от родителя в ответ на социально приемлемое поведение.
Социальные истории
Еще один потенциально эффективный инструмент коррекции нежелательного поведения ─ социальные истории. Речь о рассказах про ребенка и те события, которые с ним происходят или могут произойти. История обычно формулируется просто и коротко. Она содержит текст и изображения, поясняющие его. Такой рассказ может быть использован в профилактических целях, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение. Также применим как обучающая методика, и тогда в тексте будет фигурировать описание каких-то новых навыков. Наконец, с помощью таких историй удобно объяснять уже случившиеся эпизоды из жизни.
В первую неделю лагеря мальчик иногда мочился в общественных местах. Поэтому мы придумали специальную обучающую историю на эту тему. В ней говорилось о том, что все люди едят и пьют, а затем обязательно посещают туалет. Гриша может сообщить взрослому, что ему пора в туалет, и попросить о помощи. И как это здорово, когда Гриша писает в унитаз! Его похвалят! Эта история читалась ежедневно по два-три раза во время индивидуальных занятий. До конца смены в лагере подобных проблемных эпизодов больше не наблюдалось.
Гриша также не смывал воду в унитазе и не мыл руки после посещения туалета. Социальная история помогла улучшить эти навыки гигиены.
Вскоре мальчик охотно садился за стол и читал вместе с педагогом рассказ, проводя пальцем по картинкам. Стало очевидно, что социальные истории стали приятным и желанным времяпрепровождением для ребенка.