А как проходит Ваше утро?

Родители школьников часто жалуются на то, что не могут утром поднять ребенка. Он плачет, сползает на пол, не делает ничего сам и в лучшем случае подает руки и ноги, чтобы его одели. Все утренние процедуры приходится проделывать совместно, чтобы быстрее собраться и потратить меньше нервов. 

В такой ситуации были и родители 13-ти летнего мальчика, о котором также идет речь в одной из прошлых статей. На тот момент ребенок второй раз приехал к нам на двухнедельный интенсивный курс. Проблема состояла в том, что просыпаясь, мальчик стучал себя кулаком по голове или стучался головой о стену у кровати, что, как уже упоминалось в прошлой статье, приводило к тому, что на лбу образовывалась шишка и незаживающая рана. Также у мальчика не были сформированы цепочки выполнения утренней рутины: он не мог самостоятельно заправить кровать, умыться, почистить зубы, одеться в школу, для каждого действия нужна была подсказка и помощь взрослого. Если мама оставляла вещи для школы, разложенные в правильном порядке, мальчик надевал что-то одно, а затем убегал и отвлекался. 

Было решено сделать ребенку подробное визуальное расписание, обновляющееся каждый день. Это была небольшая книжка из 6-ти страниц, которая начиналась с пробуждения и каждой утренней процедуры по отдельности и заканчивалась подробным вечерним туалетом и отходом ко сну.

А как проходит Ваше утро?

В расписание также вставлялись все школьные уроки и приз по их окончанию для того, чтобы ребенок понимал, когда именно закончится школьный день и что его ждет дальше. Все элементы проговаривались с ребенком утром. Также у мальчика на стене висело расписание недели, где обозначалось, в какие дни будет школа, а какие дни — выходные.

Подумав о том, что мы сами, как и дети более старшего возраста, в силу физиологических особенностей организма, уже не всегда можем вставать утром так же легко, как малыши, и о том, что порой для того, чтобы проснуться, нам нужно какое-то время, а некоторым, далеко не один будильник, с пробуждением мальчика было решено следующее. Ребенку создали систему из трех будильников: после первых двух мальчик мог сказать, что хочет полежать еще, а после третьего ему необходимо было встать и начать выполнять утреннюю рутину по расписанию. Данные правила были обязательны для каждого учебного дня. 

Обучение утренней рутине производилось цепочкой от конца к началу, в конце которой стоял приятный элемент «бутербродики» на завтрак. Сначала мама физически помогала встать, взять расписание, указать на карточку «туалет», пойти в туалет, оторвать карточку «туалет», указать на карточку «умыться», умыться, оторвать карточку «умыться», и так далее. Для оторванных карточек на обратной стороне книги был сооружен конвертик. В школе за тем, чтобы мальчик вовремя отрывал картинку с уроком, который закончился следил тьютор.

Обучение ребенка надевать в школу вещи, заранее приготовленные мамой, также производилось цепочкой от конца к началу, мама не давала ребенку убегать и молча физически помогала снять пижаму, положить ее под подушку, а далее надевать по очереди все вещи, приготовленные для школы, постепенно ослабляя подсказку для последнего действия (надеть шапку), когда ребенок стал надевать ее самостоятельно, подсказку начинали ослаблять для предыдущего действия (надевать куртку) и так далее.

Сейчас голову по утрам мальчик трогает редко и уже не стучит, а просто прикладывает руку ко лбу в редких случаях. Когда звонит первый будильник и заходит мама, он часто говорит, улыбаясь: «не хочу, закрой дверь» и очень доволен, что его просьба выполняется, на третий раз, чаще всего, ребенок встает спокойно, иногда даже раньше, чем зайдет мама, исключения пока что составляют дни, в которые ребенок явно чувствует себя плохо. Встав с кровати, в большинстве случаев, мальчик самостоятельно берет свое расписание и проделывает все утренние процедуры, теперь утром у мамы есть немного свободного времени, что очень приятно. В школу ребенок на данный момент одевается полностью самостоятельно.

Мало того, недавно родители отметили, что когда мальчик просыпается раньше них на выходных, зайдя утром в комнату, они видят что постель заправлена, зубная щетка мокрая, а расписание оторвано до момента завтрака. Это не может не радовать. Но важно помнить, что за этим стоит почти год упорной работы родителей, для которых привыкнуть к визуальному расписанию, откровенно говоря, тоже оказалось не слишком легко. Вначале работы они часто прекращали попытки, но, благодаря поддержке куратора, все же собрались с силами и сейчас составление расписания для них стало делом привычным и совершенно не обременяющим.

 Вот так выстроенная структурность учебного дня и простое предположение о том, что подростку может хотеться чуть дольше полежать в кровати после пробуждения помогло снизить нежелательное поведение по утрам, а явно возросший уровень самостоятельности ребенка вследствие научения его самому выполнять все утренние процедуры, сделал каждое утро этой семьи значительно приятнее.