Что делать, если мотивация на высоте, но ребенок ни при каких условиях не отдает обратно игрушку

Что делать, если мотивация на высоте, но ребенок ни при каких условиях не отдает обратно игрушку

«Что делать, если мотивация на высоте, но ребенок ни при каких условиях не отдает обратно игрушку» — читайте подробнее в статье Ирины Шакайло — выпускницы курсов аналитиков поведения уровня IBA КМЦ «Педагогика и психология»

«Секрет того, чтобы добиться чего-то, — начать. Секрет того, чтобы начать, заключается в том, чтобы разбить сложное и неподъемное задание на маленькие и простые задачки и приступить к решению первой из них» — Марк Твен.

Для того, чтобы прилагать усилия к чему бы то ни было, всем нам необходима мотивация. Мотивация к действиям у нас может быть достаточно разнообразной: получение одобрения окружающих, заработной платы, разного рода внимания со стороны интересующих нас людей, приятных сенсорных ощущений и так далее. Для ребенка с расстройствами аутистического спектра в качестве действующего подкрепления чаще всего выступают материальные предметы. И если пищевые поощрения и подкрепления реакций ребенка различными активностями заканчиваются сами собой, то в тех случаях, когда в качестве подкрепления выступают такие предметы, как игрушки или гаджеты, могут возникать серьезные проблемы на начальных этапах реализации поведенческой программы. Ведь для того, чтобы подкреплять ребенка предоставлением поощрения из этой категории, взрослому придется научить его спокойно возвращать ему этот самый предмет по просьбе.

Однажды, к нам в центр обратились родители мальчика 6 лет. Первыми нашими задачами были тестирование мотивационной сферы, установление сотрудничества и проведение тестирования ABLLS-R. Ребенка интересовало большое количество игрушек разного типа, но, приступив к работе, мы обнаружили, что, получив игрушку, мальчик старался отойти подальше и ни при каких условиях не хотел отдавать ее обратно. Если взрослый пытался взять игрушку самостоятельно, мальчик падал на пол, кричал, или пытался убежать и спрятаться. Это значительно затрудняло взаимодействие.

Проблема, в таких случаях, чаще всего заключается в том, что у ребенка сформировался жизненный опыт, связанный с тем, что, если взрослый находится рядом во время игры в мотивационный предмет – предмет могут забрать надолго, а такое поведение, как падать на пол и кричать, иногда могло приводить к тому, что, взрослый передумает и вернет ему предмет, который доставляет радость. 

Часто обучение ребенка навыку спокойно возвращать взрослому мотивационный стимул и является той самой первой маленькой задачкой, без решения которой бывает сложно продвинуться вперед.

В книге «Учимся мотивировать и мотивируем, чтобы учить» Джеймса Партингтона, Ph.D., BCBA-D и Скотта Партинктона, М.А., ВСВА подробно прописан алгоритм обучения детей данному навыку.

Нашей задачей, в данном случае, являлось помочь ребенку приобрести другой опыт, положительный. Ребенок должен был понять, что взрослый, находящийся рядом, не обязательно забирает предмет, а может просто присоединиться к игре, а также, что, взяв предмет, взрослый может сразу же вернуть его обратно или попросить сделать что-то простое и понятное. Также важно было показать ребенку, что он может спокойно попросить предмет словами, и этот способ затратит намного меньше его энергии.

В нашей цели нам помогли несколько несложных шагов:

Шаг первый. Мы показали ребенку, что взрослый может находится рядом во время интересной игры и это не значит ничего плохого. Как только ребенок начал стабильно спокойно на это реагировать, перестал пытаться сбежать или отстранить его, перешли к следующему шагу.

Шаг второй. Мы производили манипуляции с предметом, не относя его от рук ребенка, говорили в момент игры, тем самым показав мальчику, что если взрослый тянется к предмету или трогает его, это не значит что он заберет его на совсем. 

Шаг третий. Взрослый брал предмет из рук ребенка на 1-2 секунды.

Важен был тот факт, что ребенок самостоятельно отпускал предмет по просьбе взрослого. Отнимать его силой не нужно. Мы обращались к ребенку со словами, встречающимися в повседневной жизни: «Дай посмотреть? Ой, какой красивый мячик!» и незамедлительно возвращали его обратно. На этом этапе ребенок понял, что взрослый может попросить предмет и взять его, но чаще всего сразу возвращает назад.

Шаг четвертый. После того, как мы убедились в том, что мальчик спокойно стал отдавать игрушки по просьбе на 1-2 секунды, мы добавляли в этот промежуток по одному простому, знакомому для него, требованию. Например, просили дать пять или повторить за нами какое-либо действие, после чего снова награждали понравившейся игрушкой.

Уже на первом занятии мальчик стал в большинстве случаев спокойно отдавать взрослому игрушки, которые были ему интересны. Далее мы постепенно увеличивали количество инструкций и время взаимодействия ребенка с педагогом.

Данная процедура чаще всего занимает не слишком большое количество времени, но дает нам возможность двигаться вперед, сохраняя хорошее расположение и заинтересованность ребенка в процессе овладения новыми навыками.

Оставайтесь с нами, приходите на обучение прикладному анализу поведения, открывайте новые возможности мотивировать и работать с поведением в позитивном ключе!