Пищевая избирательность у детей с РАС
Что делать и чего не делать
Наличие пищевых предпочтений у ребенка ─ та обыденная действительность, с которой сталкивается каждый родитель. Однако в некоторых случаях даже безобидные на первый взгляд предпочтения грозят дезадаптацией в будущем. Одни родители замечают выраженную избирательность еще в период младенчества, например, на этапе введения прикорма, другие наталкиваются на проблематичное пищевое поведение в более позднем возрасте (от двух до пяти лет). Опросы показывают, что не менее половины детей с РАС испытывают те или иные трудности, связанные с приёмом пищи. Часто это приводит к формированию крайне ограниченного рациона. Последнее может ощутимо сказаться на росте и развитии ребенка.
Что такое пищевая избирательность? Чрезмерная на фоне сверстников «привередливость» в выборе блюд, частые отказы от еды, узкий круг пищевых предпочтений, переедание отдельных (преимущественно углеводосодержащих) видов пищи и игнорирование других групп продуктов. Заметим, что одно лишь нежелание ребенка уплетать за обе щеки бабушкин борщ или кулебяку ─ факт обидный, но, как правило, не повод бить тревогу.
В этой ситуации самая большая ошибка окружения ─ проигноривать реальную проблему. Увы, волшебное «перерастет» не всегда работает. Набор веса далеко не единственный показатель полноценного питания. Любые сомнения, касающиеся пищевого поведения, должны обсуждаться на консультации с опытным педиатром или диетологом. Специалист поможет оценить риски и спрогнозировать отложенные негативные последствия. Анемия, сахарный диабет, гастрит, ожирение, слабость иммунной системы, мочекаменная болезнь, когнитивные и поведенческие нарушения ─ это лишь начало длинного списка.
Вам нужно действовать, если
- Ребенок (почти) не питается продуктами из разных групп: крупы, овощи, фрукты, мясо, птица, дары моря, молочная продукция и т.д.
- Ребенок мало потребляет жидкости (не включая соки и газированные напитки).
- Ребенок разительно отличается от сверстников в плане физического развития (рост, вес, двигательная активность и т.п.).
- Нередко во время приема пищи ребенок очень долго/мало жует, торопится глотать, кашляет, давится, случаются эпизоды рвоты.
- Часто во время приема пищи (в том числе при попытках ввода новых продуктов) ребенок кричит, убегает из-за стола, плачет, бросается едой и т.п.
- Существует некий критерий, определяющий выбор ребенка (только ресторанные блюда, только пища консистенции пюре, только одна марка изготовителя и т.п.).
- Ребенок соглашается есть/пить исключительно тогда, когда соблюдается ряд известных условий или ритуалов.
- Ребенок предпочитает помещать в рот/облизывать несъедобные предметы, а не пищу.
Будьте внимательны!
- Не думайте, что положение дел будет просто изменить. Без грамотного сопровождения и четкого плана хаотичные попытки справиться с проблемой не сулят ничего хорошего.
- Не думайте, что изменить ничего нельзя. Даже если вы раньше неоднократно пытались, и потерпели неудачу.
ШАГ 1. Конкретизация проблемы
Ниже мы привели базовый алгоритм дальнейших действий.
Максимально уточните, каким образом проявляется пищевая избирательность. Ясная формулировка облегчит постановку задачи, а также последующее общение с окружением.
Правильно | НЕправильно |
Вася убегает из-за стола каждый раз, когда я кладу в тарелку новый для него продукт. | Вася почти ничего не ест. |
Маша питается только определенным набором «вредной еды»: чипсы, соленые крекеры, шоколадные конфеты, мороженое. На все мои предложения попробовать иную пищу валится на пол и начинает громко кричать, плакать. Это поведение может продлиться час и больше, пока я не уберу со стола. | Маша обожает сладкое и соленое, всё остальное ей есть противно. |
Мой сын криком отказывается от еды, которую он не может легко посчитать, прежде чем начать есть: например, от каши. Если получается уговорить, то он пробует считать ложки или начинает методично делить пищу на части. Например, рвать вареное мясо на волокна. В процессе сын устраивает грязь, приём пищи затягивается на час-два. Если он начал считать, то не остановится, пока не закончит. | Сын капризничает, если ему не нравится блюдо, ведет себя как грязнуля, рвет пищу руками, очень долго ест. |
ШАГ 2. Вам нужна сильная команда ребенка
— Члены семьи, проживающие с ребенком
Команда – это не Чип и Дейл, и не «волшебный педагог» из далекой теплой страны у моря, где на четверть бывший наш народ, а те люди, которые живут и работают с ребенком. Семья. Воспитатели детского сада. АВА-терапевты. В команду обязательно входит врач.
Соберите семейный совет, расскажите всем родственникам сложившуюся ситуацию и обсудите как вы справитесь. Заручитесь их пониманием, и, что самое важное, поддержкой.
Что нужно обсудить:
- Участие в наблюдении за поведением ребенка;
- Согласие на изменение/расширение рациона питания и режима приема пищи, в том числе всех членов семьи;
- Прекращение неправильных действий. Неправильные действия – то, что не приносит результата, сколько ни повторяй. Обычно это: уговоры, изгнание из-за стола, попытки насильно накормить или тайком побаловать запрещенными продуктами и т.п.;
- Помощь в организации вмешательства дома;
— Педагоги
Например, с воспитателями можно договориться об объемах предлагаемой пищи и о том, как взрослым следует реагировать на отказ.
— Психолог/поведенческий аналитик
Критерий при выборе этого члена команды ─ наличие успешного опыта работы с нарушениями пищевого поведения/пищевыми расстройствами. Лучше всего, найти именно того, кто специализируется в этой области.
Что обязан предпринять ответственный поведенческий аналитик:
- Побеседовать с семьей и педагогами для выявления подробностей. Предоставить опросники, рассказать, как вести пищевой дневник, и т.п.
- Непосредственно понаблюдать за приемами пищи с целью зафиксировать, что происходит до начала проблемного поведения, во время и после.
- При необходимости организовать процедуру функционального анализа, чтобы однозначно выявить значимые факторы, влияющие на поведение ребенка.
- Провести тестирование предпочтений и установить наиболее эффективные мотивационные стимулы.
- Помочь в выборе целевых продуктов, а также в сборе начальных данных, показывающих, как именно ребенок на них реагирует.
- Спланировать вмешательство, разработав наиболее подходящие стратегии и согласовав их со всеми членами команды.
- Скорректировать вмешательство, если его эффективность недостаточна.
- По завершении вмешательства предоставить ряд рекомендации для закрепления результата.
— Врачи: педиатр, диетолог, невролог, гастроэнтеролог и т.д.
До начала активных действий необходимо проконсультироваться как минимум с педиатром и диетологом. Педиатр оценит общее состояние и назначит дополнительные исследования, перенаправит к профильным специалистам. Диетолог ответит на вопрос о том, отвечает ли питание возрастным нормам, есть ли дефициты, а также обозначит продукты или сочетания продуктов, которые уже вредят или могут потенциально навредить здоровью ребенка. Невролог определит уровень развития орально-моторных навыков, выявит, есть ли болевой синдром, проблемы с глотанием и жеванием и т.п.
Именно врачебная оценка повлияет на ход дальнейшего вмешательства. Об этом мы поговорим ниже.
ШАГ 3. Медицинское обследование
— Вполне возможно также привлечь к участию сверстников (партнеров по игре), которые согласятся побыть положительными ролевыми моделями во время приемов пищи
Прежде чем начать вмешательство, имея дело с таким комплексным поведением, как пищевое, чрезвычайно важно исследовать медицинские причины и исключить противопоказания. Вполне может обнаружиться рефлюкс, скрытые инфекции верхних дыхательных путей и ЖКТ, болевые синдромы, нарушения иннервации пищеварительного тракта, аллергические реакции, паразиты и т.п.
- Не пропускайте этот этап. Важно быть уверенным, что ввод новых продуктов принесет пользу, а не навредит здоровью ребенка. Все дальнейшие действия напрямую зависят от врачебного заключения.
Какие существуют варианты?
- Приступить к поведенческому вмешательству после согласования с педиатром;
- Проводить вмешательство, систематически наблюдаясь у врача;
- Отложить вмешательство до врачебного разрешения;
- Выбрать более интенсивную реабилитационную программу, предполагающую постоянное медицинское сопровождение.
ШАГ 4. Наблюдение
Прежде чем что-либо предпринять, соберите сведения о текущей ситуации, которую вы и планируете изменить. Мы рекомендуем это делать письменно в форме подробного дневника непосредственно после каждого приема пищи в течение трех-пяти дней. Вы также можете заснять несколько эпизодов проблематичного поведения для анализа другими членами команды.
Что следует записывать?
- Время начала и конца приема пищи. В том числе перекусы.
Это поможет сделать выводы о характере режима питания ребенка.
- Конкретный продукт и предлагаемый объем.
Рекомендуем также отметить такие моменты как состав, цвет и форму, запах, вкус, консистенцию, температуру, происхождение, производителя, характер упаковки, место, способ приготовления и подачи.
Для многих детей с РАС чувствительность к тем или иным признакам является значимым фактором в выборе продуктов. Некоторые стремятся получить специфические ощущения и поэтому переедают соответствующие виды пищи, другие, наоборот, избегают определенной стимуляции.
Отдельно стоит указать, является ли продукт привычным, абсолютно новым или же известным, но ранее отвергнутым ребенком.
- Сколько ребенок ест условных ложек без нежелательного поведения. Делает ли он это самостоятельно или с физической помощью?
- Ритуалы
Речь об устойчивых поведенческих паттернах, не отделимых от приема пищи и вызывающих сопротивление при попытке внешнего вмешательства. Например, ребенок после каждой ложки выливает следующую на стол и старательно вытирает пятно или же раскладывает приборы причудливым образом.
- Формы проблематичного поведения и реакция на них окружающих.
Список видов поведения (не исчерпывающий):
- Высказывает недовольство, но начинает есть.
- Спокойно отказывается от еды приемлемым образом.
- Отказывается криком, плачет.
- Отодвигает тарелку, руку с ложкой, отворачивается, убегает.
- Занимается посторонней деятельностью: играет с приборами и т.п.
- Выплевывает пищу, намеренно давится/срыгивает/кашляет.
- Опрокидывает тарелку, стаскивает скатерть.
- Бросается или плюется едой в других.
- Проявляет более опасные формы физической агрессии (бьет кулаком, пытается нанести удар прибором и т.д.).
- Проявляет любые формы самоповреждающего поведения (начинает грызть вилку зубами, прикусывает язык и т.п.)
- Ребенка рвет, или он/она вызывает у себя рвоту.
Зафиксируйте дополнительно, как именно реагируют окружающие на проблематичное поведение.
Примеры:
Бабушка убирает холодец и дает блинчики с вареньем |
Отец выгоняет Васю из кухни в его комнату. |
Все сидящие за столом начинают уговаривать Сережу попробовать свекольник. |
ШАГ 5. Выбор продуктов питания и постановка целей
При отборе продуктов питания руководствуйтесь рекомендациями диетолога или педиатра. Составьте набор из 15-20 видов пищи, максимально питательных при сравнительно меньших объемах. Дополнительными критериями послужат: распространенность или популярность, простота в приготовлении, возможность гармоничного сочетания с привычным рационом, относительная совместимость с предпочтениями ребенка, вероятность того, что ребенок согласится попробовать.
- Не вводите одновременно более трех видов пищи.
- Выбирайте монопродукты. Лучше один овощ, чем салат. Впоследствии вы сможете научить ребенка принимать комбинированные блюда.
- Продукт питания, способ его приготовления и подачи должны соответствовать уровню навыков и возможностей ребенка и быть предельно безопасны для здоровья. Если ребенок с трудом прожевывает твердую пищу, порежьте её на более мелкие куски или превратите в пюре. При запорах не стоит давать свежую выпечку или рис. Из рыбы и птицы обязательно извлеките кости. Нет ничего хорошего в том, что у ребенка возникнет ассоциация «удушье-морепродукты».
- Начните с малого. Это может быть порция размером с горошину.
- Определите, в какие сроки, что именно, сколько и как будет есть ребенок. Пример: «Через 30 дней Вася будет самостоятельно съедать в день половину сырого очищенного огурца, целое печеное яблоко и 2 куриные котлеты».
- Если ранее предъявление продукта из списка вызывало мгновенное проблематичное поведение, отложите его на потом (когда вероятность поведения снизится почти до нуля) или замените аналогичным по питательности.
- Не предлагайте ребенку то, от чего сами бы отказались или не готовы есть на постоянной основе. Выбранные продукты питания по возможности должны либо присутствовать в общем рационе, либо быть согласованы с другими и введены. Убедитесь, что окружение не будет критически комментировать за столом выбор продукта, морщиться или иначе отрицательно реагировать.
- Ставьте следующую цель, когда достигнута предыдущая. Например, выполнена цель №1: «Женя станет съедать ложку бульона в 90% случаев в течение трех сессий подряд». В дальнейшем количество ложек можно будет постепенно увеличить.
ШАГ 6. Подготовка среды к вмешательству
Перед началом вмешательства озаботьтесь организацией времени, пространства и участников. Важно создать предельно структурированную среду. Она должна быть ясна («время приема пищи») и предсказуема для ребенка.
Рекомендация | Пояснение | Пример |
Одна обучающая сессия в день | Не пытайтесь вводить новые продукты в каждый прием пищи. Выберите конкретный временной промежуток. | Час дня, за полчаса до обеда. |
Время сессии. Вся еда в доме (особенно любимая) под строгим контролем взрослого
| Ребенок должен быть достаточно голоден и строго ограничен в перекусах. При необходимости сначала введите режим питания, убрав свободный доступ к еде. Запланируйте сессию так, чтобы не прерывать высокомотивационные занятия ребенка (просмотр мультфильмов и т п.). Пусть тренировочная сессия, например, станет частью визуализированной рутины. | Время полдника, после прогулки. Прошло минимум три часа после последнего приема пищи. |
Длительность | Сессия не должна длиться дольше 30 минут. Установите разумную продолжительность и завершайте сессию вовремя, вне зависимости от наличия проблематичного поведения. | Сессия закончится, когда пройдет 25 минут или ребенок съест 8 ложек. |
Выберите 1-2 продукта и способ их подачи. | Позволит быстрее добиться успеха и перейти к следующему в списке продукту. | Кабачок, в виде пюре. |
Подготовьте запланированный объем порции.
| Сколько ребенок должен съедать за одну реакцию? Сколько за всю сессию? | Одна чайная ложка, всего пять чайных ложек. |
Посуда | Одна и та же. Удобная, соответствует возрасту ребенка, его предпочтениям. | Белая тарелка с ежиком, розовая ложка. |
Место | Выберите одно место, с минимумом отвлекающих факторов. Последние, если есть, устраните. | Снимите картину со стены напротив, зашторьте окно, вынесите из кухни телевизор. |
Взрослые | Максимум два инструктора. | Мать и педагог. |
Требования к самостоятельности | Не предъявляйте дополнительных требований к ребенку. Выберите одно, согласно его текущим возможностям: либо он ест сам, либо с помощью, с использованием приборов или без. | Ест самостоятельно руками. |
Предъявление еды | Выберите постоянный темп, наиболее подходящий ребенку. | 1 ложка раз в 30 секунд. |
Сидение | В соответствии с возрастом, весом, ростом ребенка, поведением за столом, физическими возможностями и предпочтениями. Продумайте безопасность. Не выбирайте стул, который ребенок может раскачать, что приведет к падению. Если используются ремни, то они не должны причинять боль и оставлять следов. | Маленький стульчик, прикрученный к полу, для мальчика трех лет. |
Инструкции и подсказки | Запланируйте формулировку. Определите, какие будете использовать подсказки и как их убирать. При необходимости прибегните к визуальной поддержке. | Инструктор говорит: «Съешь», затем придвигает тарелку. Или инструктор показывает планшетку «сначала-потом».
|
Подкрепление | Заранее подготовьте отобранные в ходе тестирования эффективные мотивационные стимулы. | Юла, робот и телефон лежат в прозрачной коробке на столике рядом. |
Протокол завершения приема пищи | Если ребенок к концу сессии демонстрирует неприемлемое поведение (ругается и т.п.), используйте подходящую технику успокоения. Когда поведение прекратится и пройдет минимум 30 секунд, отпустите ребенка из-за стола. | «Ты выйдешь из-за стола, когда успокоишься. Начинаем считать…» |
ШАГ 7. Применение проверенных поведенческих стратегий
Последние из исследований подтверждают наибольшую эффективность методов прикладного поведенческого анализа в терапии пищевых расстройств (Volkert & Piazza, 2012).
Обсуждая с поведенческим аналитиком характер вмешательства, поинтересуйтесь:
- Какие есть различные варианты вмешательства;
- В чем их достоинства и недостатки;
- Совместимы ли с вашими обстоятельствами: например, сможете ли вы сами проводить обучающие сессии после короткого тренинга или требуется постоянное участие обученного персонала;
- Какие стратегии, по мнению аналитика, будут наиболее эффективны в вашем случае.
Также расскажите подробно, что вы уже предпринимали и насколько ваши попытки были результативны.
Часто дети с РАС ведут себя нежелательным образом, чтобы избежать приема пищи. При таком положении выгонять из-за стола или лишать завтрака ─ значит усугубить ситуацию. Угрозы («Не съешь суп, никакого тебе мороженого!») и другие наказывающие практики могут привести к тому, что ребенок не будет выполнять требования, а научится добывать желаемое в обход взрослого.
В арсенале поведенческого аналитика, помимо положительного подкрепления, есть как довольно неприятные инструменты («метод неисчезающей ложки»), так и более мягкие. Кратко поговорим о некоторых из последних.
Метод | Описание |
Систематическая десенсибилизация | Характеризуется очень плавным и наименее стрессовым введением продукта. Ребенок проходит через череду последовательных условий. В начале от него, как правило, требуется только находиться рядом с определенной пищей в течение короткого промежутка времени. По мере прогресса расстояние между ртом ребенка и пищей постепенно уменьшается. Ребенок научается трогать продукт, нюхать его, целовать, лизать и т.д. |
Постепенное изменение стимульных характеристик (текстуры, цвета, формы, количества и т.п.) | Продукт, ранее не отвергаемый ребенком, постепенно преобразуют (состав, внешний вид, количество) до такой степени, что полностью заменяют его желаемым. Чтобы приучить Антона пить молоко, в воду, которую он спокойно употреблял, начали постепенно вливать новую жидкость. Сначала это было всего 5% от общего объема, затем 10% и т.д. |
Одновременное предъявление стимулов | Привычная или предпочитаемая еда предоставляется одновременно с новым продуктом. Например, на ложке лежит кусочек любимого сыра и одна горошина. Количество сыра затем постепенно можно снизить. Если продукты хорошо сочетаются (сметана и пельмени), то их можно продолжить подавать вместе. |
ШАГ 8. Изменение вмешательства
Систематически записывайте текущие результаты. Обратите особое внимание на фиксацию эпизодов проблематичного поведения. Это необходимо для оценки прогресса и своевременного реагирования на его отсутствие. Еженедельно обсуждайте положение дел с командой. Возможно, вам понадобится более комплексный подход или же будет достаточно внести небольшие изменения в текущий план
Не бросайте вмешательство после нескольких неудачных попыток. Всегда можно поменять вводные условия:
- Размер порции, цвет продукта, способ его приготовления;
- Поискать более эффективные мотивационные стимулы;
- Разбить цель на подцели («Не откусывать», например, а «касаться зубами»);
- Изменить расписание обучающей сессии, подгадав момент, когда ребенок будет испытывать больший голод.
- Проанализировать возможный дефицит навыков и сначала восполнить его. Например, научить ребенка сидеть за столом без проблематичного поведения в течение трех минут или спокойно брать руками порезанные овощи.
ШАГ 9. Что же потом?
Работа по внедрению нового продукта не завершается на том моменте, когда ребенок спокойно ест несколько ложек в условиях обучающей сессии. Мы рекомендуем не останавливаться на достигнутом и предпринять работу над закреплением результата и его обобщением:
- Введите продукт в рамках обычного приема пищи и постепенно увеличьте объем до необходимого.
- Если ранее прием продукта специально подкреплялся, то систематически снижайте этот привнесенный момент. Например, перейдите от материальных стимулов к похвале, от похвалы к нейтральным комментариям. Желательно, чтобы в конце концов осталось только естественное подкрепление: чувство насыщения, получение вкусовых и иных приятных ощущений.
- Начните сочетать продукт с другими блюдами.
- Предлагайте продукт в разных местах и в присутствии разных людей. По возможности регулярно варьируйте условия среды.
- Научите принимать по-разному приготовленный продукт;
Напоследок, вы также можете формировать позитивное отношение к еде и приему пищи в рамках различных деятельностей и развития коммуникации:
- Расширьте словарный запас ребенка на гастрономическую тему. Предоставьте ребенку речевые или иные средства для выражения своих потребностей.
- Научите просить те или иные продукты, уточнять их характеристики, желаемый размер порции и способ приготовления.
- Развивайте бытовые навыки, связанные с приготовлением пищи и ее подачей на стол. Иными словами, привлекайте ребенка к помощи на кухне, планированию меню или магазинным закупкам.
- Привносите соответствующую тематику в уже существующие игровые сюжеты или другие любимые занятия ребенка. Так, если ребенку нравится листать журналы, то приобретите для него какой-либо красочный образец на кулинарную тему.
- Временами добавляйте какой-либо совершенно новый продукт на стол систематически и поощряйте любые попытки положительного контакта с незнакомой едой: рассмотреть, понюхать, потрогать, попробовать.
Мы продолжим рассматривать вопросы работы с нарушениями пищевого поведения в следующих статьях. Оставайтесь с нами!
Материал частично взят из статьи «Food Selectivity and Autism Spectrum Disorder: Guidelines for Assessment and Treatment» (Peterson K. and Ibañez V., 2018).