О несказочных Каях

О несказочных Каях

Ребенок ведет себя странно. Как Кай из сказки «Снежная королева». Не от мира сего. Монотонно и однообразно раскладывает свои игрушки по комнате, тщательно следит за соблюдением симметрии или, наоборот, руководствуется ему одному понятным порядком расположения вещей. На нарушение этого порядка реагирует болезненно, вплоть до истерики. Вы ему: «Вася». А Вася вас словно не слышит… И остальные поведенческие странности. Пора бить тревогу, идти к врачу. Возможно, вы уже припозднились. О явлении, называемом аутизм, говорим с психологом Екатериной Жестковой

Я занимаюсь прикладным анализом поведения. Это отрасль в бихевиоральном направлении психологии, которая имеет разные применения, но сейчас 85% специалистов в мире занимаются коррекцией поведения и развитием навыков у детей, которые испытывают в этом сложности. Чаще всего это дети с аутизмом. То есть мы работаем с детьми с расстройствами аутистического спектра и с аутизмом.

В информационном пространстве на слуху фильм, который сняла главред киношного журнала «Сеанс» Любовь Аргус.

Да, фильм «Антон рядом». Это тоже «наше», но о более взрослых людях. Мы занимаемся детьми, но к вопросу взросления мы вернемся чуть позже. На самом деле такое состояние, как расстройство аутисти- ческого спектра (РАС), известно довольно давно. Примерно в одно и то же время ученые Лео Каннер и Ганс Аспергер описали клиническую картину аутизма — состояния, которое сейчас принято называть синдромом Аспергера в одном случае и низко- функциональным аутизмом в другом. Это нарушение развития, диагноз выставляется на основании данных наблюдения за поведением ребенка. В наших российских условиях поставить такой диагноз имеет право только врач-психиатр. Им должны наблюдаться такого рода симптомы, как нарушение социального взаимодействия, нарушение поведения, зацикленность. Когда у ребенка трудности коммуникации со сверстниками и не только. Например, ребенок боится ездить в метро, заходить в общественный туалет, потому что там сушилка на стене висит… или боится собак… В принципе, страхи и фобии могут быть и у вполне обычных людей, мы же все имеем право опасаться собак, например. Но симптоматичны панические формы, болезненный характер страхов.

А с какого времени нужно наблюдать ребенка, чтобы поставить такого рода диагноз?

Чем раньше, тем лучше. Чем младше ребенок с выявленным диагнозом, тем больше шансов ему помочь. Самый маленький у нас был полуторагодовалый. Наиболее частая жалоба родителей — отсутствие взгляда глаза в глаза. То есть малыш не смотрит на взрослых, не реагирует на их действия, не обращает на них внимания. Еще один из тревожных признаков — ребенок нефункционально использует игрушки. Самая распространенная нефункциональная
игра — ребенок переворачивает машинку и крутит ее колесики (не катает машинку) или постоянно сортирует игрушки по цветам, укладывает их рядами. Когда не ищет тактильного контакта со взрослыми… Нормотипичные дети довольно часто приветствуют участие взрослых в своих играх, ребенок с РАС, на- оборот, не хочет, чтобы кто-то присоединился к его игре. Бывает, родители жалуются на какую-то странную пищевую избирательность: ест только конкретную пищу, обязательно, к примеру, из белой чашки, а чашка эта только в определенном месте должна стоять… Но самое тревожное — это когда ребенок не разговаривает. Вот с этого места — в набат.

Ну, требовать разговорчивости в полтора года как-то…

Конечно, в полтора года вовсе не обязательно хорошо разговаривать, но когда ребенок не говорит в три… то это очень тревожно.

Хорошо, поставили диагноз, а как все эти со- стояния лечить? Таблетки? Вообще эта беда лечится?

Исправляется… психолого-педагогической коррекцией. Начали мы разговор с того, что чем раньше ребенку начать помогать, тем больше шансов реально помочь. Таблеток от аутизма нет, но есть методики коррекции поведения. Один из базисных принципов — обучить координировать свое внимание с другими людьми. Все смотрят салют, и вы, глядя на других, тоже смотрите. Разделяйте с ними свое внимание. Также прикладывайте усилия на создание такой обусловленности — «взрослый человек как приятный стимул». Как это делается? Через различные сенсорные стимулы: мыльные пузыри, гирлянды, прыжки на батуте, покачивания в одеяле, приглашения взаимодействовать с нами, поиграть…

Всему перечисленному надо обучать не только детей, но и их родителей. Вот мы и обучаем одновременно и детей, и взрослых. Родители — первейшие помощники и наши, и ребенка, его команда.

А таблеток нету?

В начале разговора обещала сказать про взрослых. Дело в том, что ребенок, вырастая, переходит в другую социальную категорию. В отечественной медицинской традиции аутизм считается расстройством шизоидного типа. И до совсем недавнего времени всем автоматом ставился диагноз шизофрения, а тогда уже начинали лечить. Тогда да, таблетки.

Хорошо, а вот не спросил про природу ау- тизма. Почему заболевают? Или это генети- чески передаваемая беда?

Точная причина пока не установлена. Тревожит динамика увеличения заболеваемости. Раньше аутизм диагностировался у одного ребенка на 10 тысяч.

На сегодня — 1 на 52. Почувствуйте разницу. По разрушительной мощи динамика эта напоминает цунами. Есть множество теорий, вплоть до совсем уже экзотических, типа инопланетного влияния. Некоторые склонны винить ГМО, некоторые винят во всем прививки, отсюда появилось и движение антипрививочное. Но точных, выверенных наукой данных нет.

Да уж. Не весело.

Печально. И поэтому так важно диагностирование на ранних этапах.

 

Беседовал Юрий Шумило
Аэроэкспресс №o2 (100) Февраль 2019