Что я буду кушать завтра?

Что я буду кушать завтра?

Итак, маленький человечек появляется на свет и с первых дней его жизни, мы с вами все это знаем, он питается грудным молоком или специальной детской смесью. Есть всего две опции – молоко или смесь, и к каждой из них добавляется еще и питьевая вода. Чуть позже ребёнок начинает есть пюре, простые кашки, перетертую еду и так далее, до того самого момента, когда он научается кушать то же, что кушают взрослые в его семье (ну или почти то же). В каждой культуре это происходит в разное время. Согласно исследованиям, приводящимся с 1956 года, наибольший процент матерей, кормящих грудью, проживает в латино-американских странах. При этом они раньше всех переводят своих детей на прикорм – в 4 месяца. По данным ВОЗ, в среднем по миру 74,34% новорожденных всего мира находятся на грудном вскармливании. Для детей 6-ти месяцев эта цифра снижается до 43,36% детей, а для годовалых детей составляет всего лишь 22,8%.

Обратите внимание, более половины детей в 6 месяцев уже не получают грудного молока или специальной детской смеси, а полностью находятся на прикорме.
В некоторых странах широко практикуется раннее введение прикорма: с 4-х месяцев почти все малыши кушают детские пюре и хлопья. В других странах принято вводить прикорм в 6-8 месяцев. Так когда же нужно вводить прикорм? Где тот волшебный день между 6 и 9 месяцами жизни, в который можно впервые дать ребёнку немного пюре с ложечки?

Сроки введения первого прикорма определяются как общими физиологическими возрастными особенностями, так и навыками, приобретаемыми малышами в ходе индивидуального развития.

Так сосательные движения поначалу носят чисто рефлекторны, а с 4 до 6 месяцев приобретают более осознанный характер. Благодаря этому ребёнок начинает уже сознательно совершать движения челюстью вперёд и назад, что позволяет употреблять жидкость не только из соски, но и из чашки или из непроливайки.

Ребёнку с шести месяцев можно предлагать некоторые виды жидкой пищи: еда, которую дети употребляют к концу 6 месяца жизни, обычно доводится до такого состояния, что дети скорее пьют её, нежели едят. Что касается необходимых навыков, к моменту введения первого прикорма ребёнок должен научиться сидеть с поддержкой и прямо держать голову и шею.

Между 6 и 9 месяцами появляется следующий очень важный навык – дети начинают открывать рот на встречу ложечке с едой. С этого момента можно вводить более густое пюре. Примерно в этом же возрасте детки начинают совершать движения челюстью и языком, напоминающие жевание – они научаются двигать нижней челюстью из стороны в сторону, а языком – вперёд и назад. В этом возрасте детки как правило учатся двигать еду во рту языком, что является важной ступенью в развитии навыков, связанных с едой; теперь пора добавлять в протертую еду небольшие кусочки. Также к 10-му месяцу жизни дети научаются очищать ложку с помощью верхней губы. В этом возрасте ребёнок уже может пить через трубочку и кушать еду при помощи рук – это могут быть сваренные на пару овощи, мягкий хлеб без корочек и так далее.

Между 9 и 12 месяцами дети научаются кусать; в их пище могут присутствовать уже более значительные кусочки. А к году большинство детей уже может самостоятельно кушать печенье, а также некоторые виды мягких фруктов и овощей – речь идёт о той пище, которую можно перетереть во рту языком и проглотить.

Между 13 и 15 месяцами жизни дети учатся жевать, а к 16-18 месяцам этот навык развивается настолько хорошо, что деткам уже можно давать вареное мясо и большинство овощей и фруктов.

Одна беда – в этот период дети всё грызут, исследуют на вкус ложку, проверяют на прочность все игрушки, а также мамины нервы. К сожалению, понимание разницы между съедобными и несъедобными предметами у детей формируется лишь к двум годам, и в этот период жизни дети часто тянут в рот не только несъедобные предметы, но и опасные для их здоровья.

С 18 месяцев до 2 лет у детей формируются определённые вкусовые пристрастия.

К 2 годам у ребенка обычно формируются все необходимые навыки, связанные с питанием, и в течении нескольких следующих лет они лишь оттачивают и улучшают их; и в этот период их пищевые паттерны становятся все больше и больше похожими на паттерны взрослых из их окружения. При этом следует помнить, что социальные и культурные навыки, связанные с приёмом пищи, формируются на протяжении всей жизни. Согласитесь, сложно ожидать от двухлетнего ребёнка, что он потребует свой десертный нож, когда перед ним положат пирожное.

Все, о чем мы говорили выше, связано с развитием пищевого поведения у большинства детей. При этом любой ребёнок может развиваться отличным от стандартного путём. И ни для кого из нас не секрет, что детки с особенностями развития могут испытывать затруднения, связанные с приемом пищи.

В 1995 году Тэмпл Грэндин отмечала, что «многие дети с аутизмом разборчивы в еде и употребляют в пищи только вполне определённые продукты. Их выбор обычно производится на основе их сенсорных особенностей. Они не могут переносить текстуру еды, запах, вкус или звук (*во время жевания – прим. переводчика) еды у них во рту». Также в своей статье «The sensory profile: a discriminant analysis of children with and without disabilities» Эрмер и Данн описывают исследование, в рамках которого они составили сенсорные профили для 38 детей с аутизмом, 61 ребёнка с синдромом гиперактивности и 1075 нейротипичных детей. Исследование показало, что дети с аутизмом обладали более высокой чувствительностью области рта, чем дети из других групп, а также определёнными проблемами в восприятии некоторых ощущений. Их поведение, направленное на поиск новых сенсорных ощущений, также возникало значительно реже, чем у детей других групп. В связи с этим они не были склонны исследовать новые игрушки, издающие странные звуки или позволяющие детям заниматься новой для них двигательной активностью.

Впервые описывая и определяя аутизм, Каннер в 1943 году также указал в списке проблем особенности поведения, связанного с едой. Несмотря на то, что атипичный паттерн питания не является диагностическим критерием аутизма, от 60% до 90% детей с аутизмом испытывают сложности в этой области. Это отмечалось в статьях Флэнэгана, Пиаццы, Ледфорда и Гаста. При этом исследования в этой области выявили три наиболее распространенные проблемы с едой у детей с аутизмом:

1) Избирательность в еде – ребёнок ест только определённые виды пищи, выбирая их по текстуре, цвету, вкусовым ощущением и так далее;
2) Частые отказы от еды;
3) Агрессивное и разрушительное поведение во время приёма пищи.

При этом в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети застревают в какой-либо стадии развития, например, употребляя в еду только перетёртую пищу с самого детства. С одной стороны это можно отнести к первому виду затруднений, ведь перетёртая еда обладает достаточно специфичной текстурой. С другой стороны причина такой особенности может крыться в недостаточном развитии артикуляционного аппарата.

На начальных этапах жизни челюсть ребёнка двигается вперёд и назад – это помогает ему сосать и глотать. Затем ребёнок научается двигать нижней челюстью вверх и вниз – и именно момент приобретения этого навыка определяет момент введения перетёртой пищи и пюре.
Затем дети научаются двигать челюстью из стороны в сторону, а языком – вперёд и назад; в этот момент можно вводить варёные овощи, мягкий хлеб и сыр.
И только когда ребенок научается двигать челюстью по диагонали, а также совершать круговые движения, можно начать предлагать ему сырые овощи и фрукты, тосты, мясо, крупы и так далее.

Если же артикуляционный аппарат ребёнка развит недостаточно, это может стать серьёзным препятствием для развития пищевого поведения.

При работе с пищевым поведением у детей с аутизмом на первых этапах обычно используются изменения окружающей среды и разные способы приготовления пищи. При необходимости также могут быть проведены функциональный анализ и комплексное поведенческое вмешательство.

Автор статьи Александра Жесткова, MA, BCaBA