Альтернативная коммуникация
Очень часто родители детей с аутизмом и другими особенностями развития задают вопрос: как научить ребенка разговаривать?
Что делать, если ребенку уже 2, а может быть и 3 года, а он не разговаривает? У кого-то ребенок может произносить отдельные звуки, но не произносит никаких слов. Бывают аутичные дети, которые могут рассказать стихотворение или произнести фразу из мультфильма, но не пользуются речью для общения с окружающими. Есть дети, которые могут кое-что повторить за взрослым, и родители радуются, если ребенок может после просьбы мамы или папы повторить какое-нибудь слово, но почему-то дальше этого прогресс не идет, и сам ребенок спонтанно не начинает пользоваться речью.
Когда родители сталкиваются с подобными проблемами и встают в тупик перед вопросом: «Как разговорить ребенка?» — может прийти на помощь альтернативная коммуникация.
«Альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь»
К видам альтернативной коммуникации относят использование коммуникаторов, жестовый язык, применение системы PECS [пэкс] ( коммуникационной системы обмена картинками). А так же могут использовать смешанные системы.
К сожалению, специалисты часто сталкиваются с тем, что некоторые родители с опаской относятся к предложению использовать карточки PECS или другую систему альтернативной коммуникации. Родители переживают и считают, что педагог, предлагая для ребенка подобный способ взаимодействия, «ставит крест» на потенциальной возможности ребенка заговорить.
Подобные заблуждения не имеют никаких оснований, и мы хотели бы развеять сомнения тех мам и пап, которые не решаются применить, либо не видят необходимости и пользы применения карточек PECS, жестов и других систем альтернативной коммуникации для своего ребенка.
В первую очередь хотим обратить внимание на огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык! Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до мамы, папы, близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями, сказать, наконец, «Мама, я люблю тебя!».
Начиная применять систему альтернативной коммуникации родители ничего не теряют, но приобретают ребенка, способного выразить свои просьбы, которые он на данный момент с помощью слов выразить не может.
Часто родители говорят о том, что ребенок может показать на то, что хочет, или тянет взрослого за руку к нужному предмету – зачем ему еще карточки или жесты? Хорошо, если то, что требуется ребенку в данный момент видимо и доступно, а если нет? Если ребенок устал, хочет пить, есть, хочет в туалет, на улицу или на детскую площадку, а у него нет способа это донести до мамы с папой – что он делает? Как правило, начинаются капризы, истерики – и взрослые начинают гадать, и перебирать, что же нужно ребенку. Обретя способ обмена информацией, способ донести до окружающих что ему хочется – ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, его поведение становится более понятным для окружающих и уменьшается частота истерик.
Во-вторых, нужно понять, что введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки пекс, жесты, коммуникатор – для кого-то это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь. Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек пекс, коммуникатора, жестов только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же процесс освоения речи. И это научно доказано.
В-третьих, если родители не останавливаются на первых этапах применения пекс, и не прекращают использовать систему после того, как ребенок начинает произносить самостоятельно отдельные слова, – данная система помогает ребенку понять структуру предложения и произносить более полные фразы, используя прилагательные, наречия и другие части речи.
Есть дети, которые могут произносить некоторые слова, но дикция и артикуляция настолько нарушена, что, к сожалению, кроме мамы понять ребенка невозможно. В данном случае специалисты тоже могут рекомендовать, как временную меру, применение альтернативной коммуникации. Это считается целесообразным, потому что во всех ситуациях взаимодействия, кроме взаимодействия с мамой (к примеру, с воспитателями, с детьми на детской площадке) ребенок не будет понят, и не сможет выразить то, что хочет. В данном случае обычно специалисты ведут параллельно с обучением пользоваться системой коммуникации и работу над правильным произношением. Как только ребенок будет способен произносить достаточно внятно слова, чтобы окружающие его могли понять – система может быть убрана.
Есть аутичные дети, которые могу произносить слова, но это спонтанные вокализации, которые никогда не обращены к другим людям. Кроме того, такие дети не повторяют за взрослым что-либо по инструкции, и могут просить о чем либо подводя к желаемому или указывая на него. Единственная возможность в данной ситуации научить ребенка обращаться к другому человеку – это опять же система альтернативной коммуникации, от применения которой можно уйти после того, как появятся спонтанные словесные просьбы.
Для некоторых детей, к сожалению, альтернативная коммуникация остается и в дальнейшем единственной возможностью выражать свои мысли и желания. Они могут пользоваться жестами, карточками пекс или коммуникаторами и во взрослой жизни. Но согласитесь, это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возможности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести собеседников и иметь возможность высказать то, что хочешь. А для родителей, наверное, еще большая радость видеть, что их ребенок успешен!