Ребенок постоянно требует внимания: как реагировать на проказы

Ребенок постоянно требует внимания: как реагировать на проказы

Наблюдали ли вы однажды, как талантливо дети отвоевывают внимание? Выразительно восклицают «Ма-аам!», артистично повисают на руке и дергают-дергают-дергают родителя, который вдруг вздумал переброситься парой слов с соседкой. А если маленький актер не разговаривает, а мама очень хочет пообщаться с тётей, то картина вырисовывается еще более живописная: ребенок вырывает руку и устраивает концерт для широкой аудитории с патетическим падением на пол. Он получает то, чего добивался: мать обрывает беседу, поднимает и отчитывает его под любопытствующие взгляды публики, попутно извиняясь перед всеми. И так они «играют» каждый день.

Как правило, дети ─ мастера по привлечению внимания. Это чрезвычайно важный навык, без которого не выжить в обществе. Маленькие умельцы демонстрируют завидную изобретательность по части «приёмов ниже пояса». Топография такого поведения может быть любой. Делают они это так же в разных целях: получить помощь, избежать требований и неприятных ситуаций, простимулировать взрослого купить вон гоночную машинку, как у Серёжи, или сходить погулять на любимую площадку. А иногда ребенка привлекает сам факт того, что на их поведение реагируют: вот так спрячешься под кроватью мышонком, а папа носится в панике по всей квартире, попутно обивая пальцы о стулья. Поэтому так важно определить, является ли внимание взрослого конечным призом, на который охотится ребенок. Если да, то речь пойдет об играх, которые порою приобретают крайне дурной характер. Перечислим часто встречающиеся примеры такого взаимодействия:

  • побеги: ребенок вырывается и убегает в парке, няня ловит;
  • физическая агрессия: ученик дергает за одежду или волосы, одноклассник вскрикивает;
  • речевая агрессия: подросток обзывается, мать плачет;
  • самоповреждение: сын бьется головой о стену, отец обнимает и уговаривает перестать;
  • деструктивное обращение с предметами: внук скидывает всё подряд на пол, бабушка хватается за сердце и бежит спасать гжель;

Однако далеко не всякое поведение, похожее на описанное, подкрепляется вниманием. Например, необычные стереотипные движения, встречающиеся при РАС, непременно привлекут к себе интерес со стороны прохожих, однако, чаще всего, ребенок машет руками и бормочет себе под нос просто потому, что ему это доставляет удовольствие.

Какие признаки подскажут нам, что, вероятнее всего, функция поведения ─ получение внимания?

  • В ходе неприемлемых действий ребенок старается установить зрительный контакт, смотрит выжидательно в сторону другого человека или толпы;
  • Каким-либо образом старается привлечь внимание взрослого перед тем, как совершить что-то запрещенное: зовет, дергает за одежду, кричит «Волки!» и т.п.;
  • Если другой не реагирует нужным образом в ответ, ребенок повторяет свою попытку;
  • Комментирует свои текущие нежелательные действия, напоминает о них: «Я ем твоё мороженое»;
  • Сообщает о проказах, при которых другой человек не присутствовал;
  • Пытается вовлечь в разговор о своих поступках: «Я пролил компот, мама, это плохо?»

Если же наблюдение за действиями ребёнка и изменениями в среде не даёт четкую картину, стоит организовать процедуру функционального анализа. Правильно установить ведущую функцию важно, так как это существенно повысит эффективность коррекции.

Кратко разберем, какие еще учесть аспекты при планировании вмешательства.

  • Конкретизация внимания, которое подкрепляет проблемное поведение.

Ответьте на вопрос «Что для Маши желаемое внимание, а что нет?» Одному достаточно взгляда, второй предпочитает бурные овации, третий ─ гневные отповеди.

  • Условия, при которых чаще происходит поведение.

Кто-то начинает творить безобразие в присутствии конкретных личностей или группы людей, ранее подкреплявших его поведение; другой ─ при наличии толпы зрителей (например, в классе или на улице); третий действует, когда хоть кто-нибудь находится поблизости и даже, когда никого нет, но ведется видеосъемка. Влияние специфической ситуации на частоту нежелательного поведения описывается в литературе. Например, в исследовании Тэйлор и коллег (1993) сообщается, что не всякий дефицит внимания приводит к проблемному поведению. Авторы сравнивали два условия: «родитель разговаривает с другим взрослым» и «родитель разговаривает с другим ребенком». В итоге, исследователи обнаружили, что их клиент плохо себя ведет только в первом случае.

  • Характеристики поведения ребенка, а также как быстро он или она меняет условно лёгкие способы воздействия на более тяжелую артиллерию?

Частота, длительность и тяжесть поведения определят, какие методы вмешательства будут наиболее оптимальны. Так, вы не можете отворачиваться и не замечать, что ваш ребенок вот-вот выскочит под колёса грузовика.

  • Уровень развития навыков общения и сотрудничества, социально-приемлемого поведенческого репертуара?

Обучен ли ребенок привлекать к себе внимание приемлемыми способами, сообщать о своих потребностях в доступной для понимания форме? Может ли самостоятельно занять себя некоторое время, умеет ли ждать?

  • Возможности среды, где будет проводиться вмешательство.

Сценарий, который можно организовать дома, мало исполним в школе, где учитель просто не может физически уделить ребенку внимание в таком же объеме.

Когда поведение определено с точки зрения характеристик, функции и условий возникновения, наступает время для планирования. Ознакомимся с основными инструментами поведенческого анализа.

Обучение социально приемлемым способам привлечения внимания. Ребенок с дефицитом коммуникативных навыков просто не может вежливо попросить: «Покатай меня как лошадка». Он попробует вскарабкаться на спину взрослого со всеми вытекающими неудобствами. Особенно, если раньше родитель только так догадывался о желаниях ребенка и именно тогда их удовлетворял. В таком случае целесообразно обучить просьбе в словесной, жестовой или визуальной форме (например, с использованием карточек). При этом рекомендуется соблюдать правило: желаемая реакция подкрепляется намного более выраженно, чем нежелательная. Например, на крик коммуникативный партнер молча пожимает плечами, а на жест-просьбу взрослый реагирует мгновенно, радостно и длительно. Итак, если ребенок не знаком с приемлемыми способами привлечения внимания, следует приступить к формированию этих навыков.

Игнорирование (гашение поведения с функцией привлечения внимание) означает ослабление поведения вследствие прекращения подкрепления. К сожалению, очень часто нам спешат выдать совет: «Просто делайте вид, что не замечаете, и ему надоест». Такая формулировка только вредит, когда речь ведется о гашении. Процедура обязательно требует тщательного планирования и подготовки персонала.

  • Нельзя «не замечать» всё, что делает ребёнок: игнорируется исключительно четко очерченный круг нежелательных реакций;
  • Надо понимать, что значит «игнорировать» в каждом конкретном случае. Отвернуться к стене? Продолжить заниматься текущим делом? Спокойным голосом дать обратную связь?
  • Внезапное прекращение подкрепления может вызвать частые и более сильные нежелательные реакции («поведенческий взрыв»), игнорировать которые может быть довольно сложно. Этот этап иногда очень проблематично преодолеть, не подкрепив случайно  еще более нежелательное поведение. Ребенок, который сначала выкидывал мусор из корзины, может в эту же корзину сесть, затем надеть на голову в качестве шлема и начать бегать по помещению с криками: «Смотри, я рыцарь, а ты злой дракон». «Дракону» потребуется немалая выдержка, чтобы не вступить в битву с юным драконоборцем.

Эффективным гашение будет, если:

  • выявлены и перекрыты все источники подкрепления. Потребуется собрать данные о всех предшествующих событиях и последствиях, функционально связанных с поведением. Последнее может оказаться трудоёмким процессом;
  • к вмешательству подключены значимые взрослые и сверстники;
  • соблюдается неукоснительность применения. Этот аспект вызывает трудности у многих родственником и педагогов;
  • сочетается с другими поведенческими методами (Rehfeldt & Chambers, 2003);
  • ребёнка по возможности предупреждают, что его нежелательное поведение будет игнорироваться;
  • продуман план на случай аффективных реакций ребенка в виде нецензурной лексики и прочих форм агрессии. Не всю агрессию следует игнорировать. Неподготовленность к резкому ухудшению ситуации скорее всего усугубит нежелательное поведение;
  • организуется достаточное количество ситуаций, в которых практикуется процедура.

Существуют также факторы, негативно влияющие на успех процедуры:

  • поведение ранее то подкреплялось, то игнорировалось. Иногда достаточно подкрепить 1-2 раза, чтобы перечеркнуть 20 ситуаций игнорирования;
  • внимание обладает повышенной мотивационной силой. Иными словами, сложно побороть побеги, когда ничего более так не радует ребенка, как родитель, который с перекошенным лицом старается изо всех сил догнать непослушное дитя.
  • длительная история подкрепления нежелательного поведения;
  • если ребенок затрачивает минимум усилий на нежелательные реакции, его поведение будет ослабевать медленными темпами.

Гашение запрещено, когда:

  • проблематичное поведение опасно для ребёнка и(ли) окружения, наносит вред имуществу;
  • среда не позволяет контролировать подкрепляющие реакции окружающих (общественные места и т.п.);
  • высока вероятность, что нежелательное поведение начнут повторять другие дети;

Кристально ясно, что этот метод допустим с учетом множества оговорок и в отношении сравнительно незначительных поведенческих проблем (нарушений дисциплины в классе, истерик, легких вариантов агрессии). Мало кто из специалистов использует гашение в чистом виде.

Действенная альтернатива гашению ─ различные виды дифференциального подкрепления. Смысл в том, чтобы подкреплять одни реакции и не подкреплять другие (нежелательные). Иными словами, мы не лишаем подкрепления ребенка (как это делается в чистом гашении), а перераспределяем его. Мы не будем углубляться и описывать подробно все разновидности процедур, а приведем самый очевидный пример. Есть Даша, и Даша не говорит ни слова, но очень любит наблюдать за различными яркими выражениями на лицах других людей. В этих целях девочка часто устраивает проказы: резко хлопает по спине брата, стаскивает скатерть со стола во время обеда, громко кричит по утрам. Как быть? Применить дифференциальное подкрепление альтернативного поведения (DRA), позволяющее сформировать более приемлемые способы коммуникации у неговорящих детей с использованием PECS (карточки) и при этом снизить частоту примитивных проблематичных реакций (крик и прочее). Даша сможет просить своих членов семьи играть в весёлые эмоциональные игры, где она будет получать желаемое внимание, не причиняя никому дискомфорт.

Вы также можете воспользоваться методом необусловленного подкрепления (NCR). Его преимущества (Carr et al., 2000) ─ простота, доказанная в многочисленных исследованиях результативность и совместимость с другими процедурами (гашением, дифференциальным подкреплением, тайм-аутом и т.д.). Известен случай, когда мать с помощью NCR справилась с деструктивным поведением четырех пятилетних дочерей (Hagopian et al., 1994). Применение почти не требует подготовки, только систематического подхода и контроля над доступом к подкрепляющим стимулам. Когда внимание значимого взрослого и есть этот самый стимул, всё упирается в вопрос самоорганизации с опорой на таймер.

Как это работает? Стимул известной мотивационной силы (внимание и иной вид положительного подкрепления) предоставляется с постоянным или переменным интервалом независимо от поведения: проще говоря, прозвучал сигнал ─ вы подошли к ребенку и предложили ему покататься на качелях или приготовить вместе какао. Суть метода в разрушении обусловленности «нежелательное поведение → получение внимания как подкрепляющего последствия». Заодно насыщается потребность в социальном взаимодействии. Для того, чтобы NCR дал значимый и одновременно устойчивый эффект следует:

  • подобрать подкрепляющие стимулы нужного качества и количества, отслеживая их актуальность: например, Васю достаточно похвалить тремя словами, Пете же требуется ласка и две минуты совместной игры или беседы.
  • определить режим подкрепления достаточной плотности (стандарт ─ это «каждые пять минут»);
  • подключить гашение (не предоставлять внимания в ответ на нежелательное поведение);
  • по мере прогресса проредить режим подкрепления до естественного.

Таким образом, NCR может служить как средством профилактики проблемных форм поведения, так и способом снизить уровень уже существующих проявлений.

Тайм-аут (отстранение от подкрепления) подразумевает лишение возможности получать подкрепление в течение определенного времени сразу после нежелательного поведения. При некоторых условиях это в будущем снизит частоту неприемлемых реакций. Например, если Вася принимается в песочнице крушить куличики соседей, мать решительно собирает игрушки и уводит сына с детской площадки на пять минут. В зарубежных школах часто применяют разновидность тайм-аута ─ запланированное игнорирование. Это прекращение всякого социального контакта до завершения поведенческого эпизода: с провинившимся не разговаривают, не играют и не смотрят в его сторону. Метод тайм-аута считается достаточно доступным, эффективным и отлично сочетающимся с другими способами коррекции. Однако стоит четко спланировать, что именно предшествует отстранению, происходит во время него и после его завершения. Также не рекомендуется отстранять ребенка на слишком длительное время (более пятнадцати минут). Прежде чем воспользоваться этим методом, ознакомьтесь с ним более подробно, изучив литературу, и по возможности запросите консультацию у компетентного специалиста.

Когда ребенок подкрадывается сзади и пытается нанести вам удар палкой по голове, разумнее вовремя остановить его и изъять палку, чем позволить ударить себя.  Блокировка реакций предполагает, что взрослый физически препятствует ребенку осуществить поведение, уделяя минимум внимания. Например, педагог заслоняется зонтиком, когда ученик с первой парты плюется. При этом рекомендуется сохранять спокойное выражение лица, не поддерживать зрительный контакт и ограничиться минимальным набором слов или же блокировать реакцию молча. К этой мере прибегают тогда, когда поведение нельзя игнорировать (при самоповреждении, выраженной физической агрессии и любом опасном для жизни и здоровья поведении). Это вариант действий при экстремальном развитии событий: блокировка предотвращает нежелательные последствия, однако её обычно недостаточно для коррекции поведения. Эффективность метода зависит от того, является ли сопутствующий физический контакт подкрепляющим стимулом или нет. Очень важно обучиться осуществлять блокирование максимально безопасно и надёжно.

Жетонные системы особенно удобны, когда затруднительно часто уделять внимание в большом объеме (например, вы многодетный родитель, учитель в классе или воспитатель в группе). Способность жетонной системы изменить поведение многократно описывалось (Kehle & Janson, 2001). Вы подкрепляете определенные виды поведения (например, поднимать руку на уроке или вежливо обращаться с просьбой), выдавая жетоны или баллы, собрав которые ребенок сможет получить отсроченное подкрепление: совместный поход в кафе или дополнительное время на батуте.

Подытожим. Какой бы деструктивной игра ни была, взрослый почти всегда в состоянии положить ей конец. Для этого необходимо:

  • быть готовым уделить ребенку время, по расписанию и вне его.
  • отказаться от бесполезных форм воздействий: бесчисленные устные замечания, крик, уговоры, угрозы и так далее.
  • перенаправить внимание с «плохого» на «хорошее».
  • оценить ситуацию, составить план и следовать намеченному до достижения устойчивого результата.
  • проводить профилактические меры, регулярно обучая ребенка навыкам сотрудничества и коммуникации.