Случай Коли или с чего начинается ABA-терапия
Ребенок впервые в ABA-терапии? Научим общаться и сотрудничать.
Текст и материалы статьи предоставлены Екатериной Ковтун, поведенческим специалистом и участником команды центра «Шаг вперёд» в летнем лагере 2019.
Коля приезжает в лагерь
Этим летом семья Коли (имя изменено) впервые обратилась за помощью. Мальчик ─ старший ребёнок в семье. На момент начала интенсивного курса Коле исполнилось четыре с половиной года. Так как опыт прохождения терапии и данные поведенческого вмешательства у Коли отсутствовали, первые дни лагеря мы вели наблюдение, тестировали уровень развития речевых навыков и выявляли дефициты и поведенческие проблемы, препятствующие обучению.
На занятиях ребенок не выполнял просьбы инструкторов, не поддерживал зрительный контакт, не взаимодействовал со сверстниками, предпочитая наблюдать, и не проявлял коммуникативной инициативы. Коля не выражал свои желания понятным образом: отсутствовала речь, указательный жест, иные приемлемые формы коммуникации.
Когда мальчик хотел объятий, он делал попытки вскарабкаться на взрослого, тянулся к шее другого человека.
Ребенок иногда реагировал на своё имя, не более 5 раз в час издавал звуки и играл с предметом не более одной минуты. В ходе занятий в игровой комнате Коля не повторял движения за ведущим, не пытался копировать действия с предметами.
Мы проанализировали данные наблюдения, побеседовали с родителем и наметили первичные цели вмешательства:
- научить просить желаемое, применяя систему альтернативной коммуникации PECS;
- расширить мотивационную сферу ребенка;
- повысить уровень сотрудничества с инструктором и сформировать учебное поведение;
- научить ждать;
- развить навык имитации;
- научить выполнять инструкции, связанные с безопасностью («стой!», «иди сюда»);
- спокойно себя вести в ходе чистки зубов.
Далее хотелось бы уделить особое внимание обучению просьбам и навыкам имитации ввиду их принципиальной значимости для благоприятного старта.
Развитие просьб с применением системы альтернативной коммуникации PECS
Так как в случае Коли овладению речью и жестами затруднено, мы выбрали систему обмена карточками как наиболее оптимальное средство общения на текущий момент. PECS ─ это проверенный эффективный инструмент, позволяющий в короткие сроки научиться просить.Он доступен даже для детей с минимальным набором зрительных и двигательных навыков и поэтому не требует от ребенка особых усилий. Последнее существенно облегчает и ускоряет процесс обучения. Суть метода в том, что ребенок обменивает карточку на соответствующий предмет. Подробнее о PECS можно почитать в нашей статье и в книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов» (Фрост Л. и Бонди Э., 2011).
Работа по формированию просьб велась в четырех направлениях:
- Мы учили Колю брать карточку с изображением нужного объекта, вкладывать её в руку взрослого, который тут же выдавал желаемое или совершал нужное действие.
- Также мы обогащали мотивационную сферу ребенка, постепенно вводя новые привлекательные стимулы. Для этого мы выявили предпочтения мальчика, на основе которых смогли расширить его сферу интересов. Например, Коля смотрел на шумящие и светящиеся игрушки, однако никак не взаимодействовал с ними. Инструкторы на расстоянии включали игрушку и показывали, как весело играть. В начале ребенок глядел и закрывал уши руками. Постепенно он стал приближаться и брать предметы, затем включать и отходить, прикрыв ладонями уши. Наконец, мальчик научился спокойно и охотно играть. Тогда мы смогли включить очередную игрушку в репертуар просьб.
- Работали над увеличением разнообразия и частоты просьб.
- Обобщали использование карточек в разных условиях и с разными людьми, включая сверстников.
Первые карточки были с изображением известных мотивационных стимулов: пирамидка, поезд, вертушка, веер, фонарь, фигурка капитана. Со временем частота просьб за занятие возросла от нуля до тридцати пяти и более. Коля стал проявлять инициативу в игре, выбирать, во что именно он хочет играть, устанавливать количество элементов игры (сколько вагонов цеплять к локомотиву, из скольких деталей строить дорогу). Мальчик начал просить игрушки у других детей.
Процент самостоятельных просьб, PECS
Затем мы ввели продукты питания. Коля мог карточкой попросить различные сладости, сок, воду, фрукты. Ребенок научился просить спонтанно, в свободной деятельности.
Далее последовали просьбы совершить то или иное действие: включить, выключить, открыть, закрыть, кружиться, обниматься, качаться, отвести в туалет, дать пить и прочее. С момента введения данной категории карточек Коля перестал залезать на колени к взрослым. Теперь ребенок использовал карточку «обниматься». Более понятное (а значит, и более поощряемое окружением) социально приемлемое поведение заменило старые примитивные реакции. Репертуар просьб с введением новых стимулов стабильно увеличивался. Коля теперь мог попросить о помощи (например, включить или выключить игрушку), сообщить о потребности посетить уборную вместо того, чтобы терпеть или уходить без предупреждения взрослого. На фоне развития навыка просьбы намного улучшилось сотрудничество. Продуктивное общение облегчило обучение навыкам имитации.
Имитация движений и действий с предметами
Общеизвестно, что умение имитировать ─ это базовый учебный навык, дающий возможность формировать новое поведение. Богатый имитационный репертуар позволяет ребенку сравнительно быстро осваивать навыки социального взаимодействия и коммуникации (Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л., 2016). Иными словами, нашей целью было научить Колю имитировать, чтобы в дальнейшем он мог обучаться путем повторения целевой модели.
Мы продумали последовательный план работы по развитию этой области навыков. Важно было научить мальчика: 1) имитировать движения взрослых; 2) имитировать действия с предметами; 3) имитировать быстро и точно;
Сначала мы обучали мальчика повторять за инструктором движения рук и ног методом DTT (отдельных проб). Инструктор показывал модель движения и просил ребенка её повторить, ассистент предоставлял физическую помощь, помогая ребенку скопировать модель. Постепенно интенсивность помощи снижалась, пока ребенок не стал полностью самостоятельно выполнять инструкцию. Работа над сотрудничеством и использование эффективных подкрепляющих стимулов также ускорили темп обучения. Впоследствии Колю научили имитировать движения корпуса и головы, артикуляционные движения и позы, движения мелкой моторики. Таким образом, мы задействовали всё тело ребенка. Имитационный репертуар на конец лагеря насчитывал сорок движений.
Тем же способом Колю обучили повторять вслед за взрослыми действия с предметами. К завершению курса ребенок имитировал порядка тридцати моделей.
Процент самостоятельного имитирования действий с предметами
Мы также приступили к работе над совершенствованием имитативного поведения. Ведь в естественных ситуациях важно, чтобы ребенок мог копировать модель быстро и четко. Коле еще предстоит развить эту область навыков: освоить копирование более сложных моделей поведения, научиться имитировать спонтанно в различных условиях и за разными людьми.
Более развитые навыки общения и имитации положительно повлияли на взаимодействии мальчика с другими детьми: Коля начал просить игрушки, спокойно играть рядом со сверстниками, копировать их игровые действия. Ребенок самостоятельно обобщил навыки просьбы и имитации. Например, мог попросить пузыри у Ани и у Миши, стал повторять движения ведущего во время танцев в большой игровой комнате.
В течение трех недель ABA-лагеря мальчик научился обращаться с понятными и разнообразными просьбами к другим людям, имитировать вслед за взрослыми, стал чаще взаимодействовать с окружающими (в том числе детьми) и освоил новые для себя адаптивные навыки. Мы были очень рады прогрессу Коли и надеемся, что эти позитивные результаты станут первыми уверенными шагами в самостоятельную жизнь.