Тестирование навыков с помощью VB-MAPP и ABLLS-R

Чтобы начать работу и определить её направление, а затем составить индивидуальный план развития ребёнка, мы должны лучше узнать ребёнка. Нам нужно выяснить, на каком уровне находятся его навыки в данный момент, каковы его сильные и слабые стороны, существует ли нежелательное поведение и, если да, то какое именно? какую функцию оно выполняет? Именно для выполнения поставленных нами задач мы проводим одно из тестирований – VB-MAPP или ABLLS-R.

Тест VB-MAPP (Марк Сандберг)

Содержит 170 контрольных точек, распределенных в 16 областях и трех условных возрастных уровнях

Тест ABBLS-R (Джеймс Партингтон)

Состоит из 25 областей навыков и позволяет последовательно оценить более 500 разных умений ребёнка

Функциональный анализ

Позволяет очень быстро понять функцию нежелательного поведения в тех случаях, когда более простые методы не выполнили задачу

Для чего необходимо тестирование

Основным предназначением обоих инструментов является определение начального уровня развития навыков ребёнка и сравнение  его  с уровнем развития навыков у нормативно развивающихся сверстников. Результаты тестирования позволяют определить цели для обучающей программы. С помощью тестирования можно выяснить многое.

Целевые навыки

Какие навыки сейчас являются приоритетными для развития ребёнка

Уровень сложности

С насколько сложных упражнений следует начать работу

Наличие преград

Какие преграды и осложнения затрудняют процесс развития

Система общения

Дети могут испытывать затруднения, связанные с речью

Эффективные обучающие методы

Какие методы работы будут наиболее эффективны для ребёнка

Специфичные нужды

Некоторые дети нуждаются в особых условиях или в особом порядке работы

В ходе любого из этих двух тестирований ребёнку предлагается выполнить некоторый набор упражнений. Например, повторить за терапистом какие-то движения или слова, продолжить ряд, собрать пазл, что-то назвать, выполнить несложную инструкцию, например: «Подойди к маме», «Покажи, где окно». Терапист будет хвалить ребенка за успешное выполнение упражнений и просто за сотрудничество и старание, возможно, предлагать небольшие призы.

Не всегда у терапистов получается быстро установить контакт с ребёнком. Иногда ребёнок беспокоится, хочет покинуть малознакомое помещение, и сотрудничества с ним не получается достичь в ходе первой или даже нескольких первых встреч. В этом случае мы можем начать работу над исследованием мотивационной сферы ребёнка (подбирать для него подходящие призы и поощрения), работать над установлением контакта, отношений сотрудничества и руководящего контроля взрослого, а затем вернуться к тестированию. Если приятные отношения с ребёнком налажены и сотрудничество установлено, результаты тестирования будут более точно отражать уровень развития навыков ребёнка.

Бывает и обратная ситуация, когда уровень развития навыков довольно высок. Например, когда ребёнок в речи уже использует развернутые предложения, состоящие из трёх и более слов, употребляет прилагательные, наречия и предлоги. В этом случае тестирование также может занять продолжительное время (проходить в течение нескольких встреч) и точный объём словарного запаса ребёнка мы выясним в ходе дальнейшей работы с ним.

Также несмотря на то, что оба тестирования проходят в примерно одинаковой манере, эти инструменты значительно отличаются друг от друга. При этом более близкое знакомство с ребёнком поможет выбрать наиболее подходящий инструмент тестирования.

Тестирование VB-MAPP

Автор Марк Сандберго, BCBA-D

Вехи развития

Позволяет оценить 170 важных вех развития, которые служат основой речи, обучения и социальной компетентности

Преграды к обучению

Позволяет оценить особенности ребёнка, которые могут препятствовать его эффективной интеграции в обществе и дальнейшему обучению

Переходы

Помогают оценить какой формат обучения на данный момент подходит ребёнку лучше всего

Тестирование ABLLS-R

Автор Джейсон Партингтон, BCBA-D

Навыки группы «Умение обучаться»

Включает 15 областей навыков, необходимых для эффективного самостоятельного обучения на протяжении всей жизни

Навыки группы «Академические»

Включают 4 области навыков, необходимых для получения базового школьного образования: чтение, письмо, правописание, математику

Навыки группы «Адаптивные»

Включают 6 групп навыков, включающих минимальные навыки ухода за собой: личная гигиена, питание

Также для более детальной оценки адаптивных навыков может использоваться дополнительный инструмент, составленный доктором Джеймсоном Партингтоном – тестирование AFLS. Это набор тестов, состоящий из 6 книг, и позволяющий оценить адаптивные навыки ребёнка, а в дальнейшем и взрослого с особенностями развития.

Функциональный анализ

Случается, по тем или иным причинам ребёнок ведет себя неважно. Он может беспокоиться, выглядеть расстроенным, высказывать желание уйти. Иногда дети ведут себя агрессивно по отношению к окружающим или к себе. Бывает так, что поведение опасно или происходит с высокой частотой. В этом случае проведение тестирования затруднено или даже невозможно. При этом нежелательное поведение может проявляться не только во время тестирования. Иногда такие проблемы беспокоят семьи на постоянной основе. Тогда, перед началом работы над развитием навыков ребенка, необходимо будет провести исследование нежелательного поведения и построить план его коррекции.

Нежелательное поведение мешает развитию и обучению ребёнка, его социализации, порой даже общению и выстраиванию отношений с самыми близкими людьми. Его коррекция приводит к тому, что академические навыки ребёнка развиваются гораздо быстрее, он легче адаптируется в среду сверстников, окружающая его среда обогащается, в ней появляются новые события, интересные занятия, игры и игрушки.

Мы активно работаем над коррекцией нежелательного поведения у наших детей и тщательно следим за прогрессом в процессе работы, дабы само обучение и жизнь ребёнка и его близких в целом становились легче, счастливее и комфортнее.

Если нежелательное поведение затрудняет не только процесс обучения, но и процесс интеграции ребёнка в социум, а также не поддается анализу простыми методами, можно провести процедуру функционального анализа. Опираясь на данные, полученные в ходе этой процедуры, возможно построить наиболее эффективную систему коррекции.

Процедура довольно сложная и имеет побочный эффект – в ходе ее выполнения нежелательное поведение подкрепляется. Но она позволяет выявить функцию быстро и точно, что, в свою очередь, позволит перевести поведение в режим коррекции сразу же после получения анализа результатов процедуры.