В прикладном анализе поведения работа невозможна без чёткого плана действий. Такой план действий содержит программа индивидуального развития ребёнка.
Программа составляется на основании данных, полученных в ходе беседы с родителями, данных анкет, результатах прямого наблюдения и на основании данных тестирования. На первоначальном этапе, если пока навыков у ребенка не очень много, программа содержит следующие направления работы: развитие навыков просьбы, навыков понимания речи, навыков имитации, визуального восприятия, формирование учебного поведения и навыков из других областей.
Что такое ИПРР
Индивидуальный план развития ребенка, программа работы для взрослых
Программа работы
Является краткосрочной, подлежит коррекции по мере развития навыков ребенка
Содержание
Программа содержит ряд необходимых элементов, например, работу над развитием навыка просьбы
Бывает так, что учиться и развиваться ребенку мешает тот или иной вид нежелательного поведения. Тогда следует сосредоточиться на том, чтобы провести коррекцию такого поведения, а затем переходить к работе над более сложными навыками.
Но каждая программа, в любом случае содержит упражнения, направленные на развитие коммуникации, умения обращаться с просьбой.
Например, иногда кажется, что ребенок хорошо разговаривает, говорит много, часто, артикуляция его ясна. Но если вы внимательно проанализируете его речь, вы обратите внимание, что ребенок разговаривает штампами и цитатами из мультиков. Или затрудняется просить о помощи, а вместо этого начинает кричать и плакать, драться. Может оказаться, что речь не совсем соответствует ситуации или содержит бесконечные повторения высказываний, относящихся к волнующим событиям прошлого (например, описания процедуры взятия крови из вены). Иногда даже очень хорошо говорящие дети не могут просить того, чего они не видят.
Например, если ребенок не видит пачки сока, то он не просит сок, даже если ему очень хочется пить. Все эти сложности можно разрешить работая над развитием навыка спонтаной просьбы методами прикладного анализа поведения.
Также мы считаем, что очень важно для развития ребенка и улучшения качества его жизни научить его заботиться о себе и о других. Иногда в семьях складывается гиперопекающий стиль воспитания, когда ребенка избавляют от малейших сложностей и затруднений, все делают “за него”, “вместо него”. Мы предлагаем всегда привлекать ребенка к выполнению простых (а затем и более сложных) действий, направленных на заботу о себе, о жилище, о близких. Мы включаем в наши программы цели развития навыков самообслуживания и заботы о других.
Безусловно все цели программы будут согласованы с родителями или законными представителями ребенка.
Цели
После проведения тестирования цели будут ставиться по результатам анализа первых трёх частей — вех развития, преград к обучению, переходов
Подробный анализ
Подробный анализ не всегда проводится полностью. Он может быть необходим только после постановки первичных целей вмешательства
Нежелательное поведение
Тяжесть нежелательного поведения оценивается с помощью инструмента «преграды», а затем производится функциональная оценка
Цели
Цели ставятся на основе полной картины тестирования, состоящего из 25 областей. При выборе целей анализируется общая «картина» тестирования
Подробный анализ
Подробный анализ является неотъемлемой частью тестирования. ABLLS-R не предполагает проведения общей или возрастной оценки
Нежелательное поведение
Нежелательное поведение оценивается с помощью других инструментов, но косвенно о его наличии можно узнать, оценив некоторые области навыков