Занятия ABA (Прикладной анализ поведения)

После знакомства, выяснения целей, тестирования и составления программы жизнь входит в свою колею и начинаются трудовые будни – занятия ABA. Поначалу занятия как правило проходят индивидуально, однако возможны общие переменки, когда дети проводят 3-5 минут вместе, «замечают» друг друга и пробуют вместе играть.

В ходе ABA-сессии

Мы изменяем поведение по чуть-чуть, но каждые 5 минут

В начале работы

Иногда ребенок может расстраиваться, потому что еще не научился сотрудничать

Необучаемых детей не существует

Мы очень заинтересованы в развитии навыков каждого ребенка

В ходе занятий терапист пользуется чек-листом – специальным бланком, который содержит перечень заданий и место для отметки о том, как сегодня проходило выполнение упражнение. Отметки в чек-листах бывают трёх видов: «Н» – не сделал, значит, пока это упражнение не получается; «П» – сделал с подсказкой педагога – это значит, что процесс идёт, навык начал формироваться, но пока ребёнку требуется помощь; и – наша самая любимая отметка – «С», сделал самостоятельно. Если отметки «С» появляются в упражнении все чаще и чаще, соответствующий протокол программы подлежит коррекции, в ходе которой решается усложнить это упражнение или заменить на другое.

Такие записи помогают понять, эффективна ли наша работа, как быстро формируется тот или иной навык, сбалансирована ли программа (то есть, включает ли программа работу над развитием всех необходимых на данный момент навыков).

В нашем центре специалистами первоначально проводится консультация с родителями и ребёнком. На ней происходит знакомство, первичная диагностика, наблюдение за ребёнком, общение с родителями, выяснение их запросов относительно целей обучения – у каждой семьи могут быть личные обстоятельства, которых не учитывают стандартные анкеты и опросники. Родители узнают всё, что их интересует, задают волнующие их вопросы, ребёнок в это время осваивается в новой обстановке.

Занятия проходят в нашем центре или в ближайших окрестностях. Мы исследовали все детские площадки вокруг нашего центра, а также магазины, персонал которых дружественно относится к нашим деткам и помогает (не вмешиваясь) нам учить ребят хорошо себя вести в магазине.

Мы с удовольствием приглашаем мам, пап, бабушек, нянь и старших братьев, сестер на занятия. Наше единственное условие – не мешать тераписту вести занятие ABA. Иногда вам может казаться, что тераписту может быть нужна помощь. Однако, желательно не вмешиваться в рабочий процесс без просьбы специалиста ABA. Наши тераписты прошли обучение и знают, как лучше поступить в той или иной ситуации в соответствии с принципами прикладного анализа поведения. Будет лучше, если Вы позволите специалисту самостоятельно справляться со сложными ситуациями и выстраивать отношения с ребёнком. При этом мы всегда будем рады ответить на все Ваши вопросы, возникшие в процессе наблюдения за занятием ABA.

Если идет работа над развитием коммуникации, введением системы альтернативной коммуникации или коррекцией нежелательного поведения, мы будем настаивать на вашем присутствии на занятии. Очень важно, чтобы все окружающие ребенка люди действовали одинаково, как одна команда. Мы вместе найдем подходящее решение, а также научим Вас выполнять необходимые действия. Также нам важно убедиться, что у Вас всё получается, поэтому иногда специалист будет приглашать Вас на занятия и после начала программы коррекции нежелательного поведения или формирования навыков общения.

Однако, иногда так бывает, что в присутствии родителей ребенок пока не может заниматься, например, как только в поле зрения ребенка появляется мама, он широко открывает рот и начинает кричать. Или перестает участвовать в хороводе и падает на пол, или начинает кидаться предметами, или происходят какие-то другие эпизоды поведения, мешающие ребенку учиться и играть со сверстником. В этих случаях ABA-специалисты могут попросить родителей не присутствовать на занятии ABA. Это временная мера и она может быть необходима только на момент установления сотрудничества и руководящего контроля. Затем обязательно нужно учить малыша хорошо себя вести в присутствии мамы и других членов семьи.

Примерно каждые 20 часов работы по ИПРР, необходим контроль качества работы, который в прикладном анализе поведения принято называть «кураторская встреча» или «супервизия». Куратор или супервизор проводит анализ данных, собранных родителями и терапистами на занятиях, сведений о сложных ситуациях или проблемах в ходе занятия. На основе этого анализа он принимает решение о корректировке программы, об установке новых целей, усложнении уже существующих, о дальнейшей работе над нежелательным поведением, если оно сохраняется, усилилось или появилось новое.

Супервизии программ в нашем центре проводят специалисты, чья квалификация подтверждена сертификатами международной комиссией BACB (Behavior Analyst Certification Board).