Случай на рынке

Специалист BCaBA сопровождает одного из своих клиентов, молодого человека с расстройством развития и высоким уровнем самостимулятивного поведения (он машет руками) за покупками на продуктовый рынок. Специалист использует жестовые подсказки и моделинг, а также подсказки частью фразы чтобы поддержать своего клиента, помочь ему тренироваться приветствовать продавца, выбирать продукты и платить за них. К специалисту приближается посторонний человек и говорит, что сопровождаемый ею молодой человек очень напоминает его сына, который тоже испытывает расстройство развития и очень редко бывает в общественных местах. Этот человек просит специалиста назвать компанию, в которой она работает чтобы он мог обратиться за таким же сервисом для своего сына. Специалист ВСаВА чувствует симпатию к этому человеку, и она польщена его вопросом. Как ей следует поступить?

В соответствии с пунктом 7.0 Рекомендаций по ответственному поведению для поведенческих аналитиков, поведенческий аналитик несет ответственность за распространение знаний среди общественности, а в соответствии с пунктом 7.02 содействует своей профессии в том, чтобы методология поведенческого анализа была доступной для широкой общественности.

Однако, в связи с тем, что вопрос был задан специалисту непосредственно во время выполнения ею должностных обязанностей, она должна соблюдать баланс интересов и помнить, что в первую очередь должны быть соблюдены права клиента (пункт 2.0 рекомендаций), а также интересы ее работодателя (пункт 6.01 рекомендаций).

Возможно, наилучшей тактикой поведения для ВСаВА будет ответить на вопрос очень кратко, без того, чтобы баланс интересов был нарушен. В этом случае специалист должен быть абсолютно уверен, что клиент находится в безопасности пока она общается с другим человеком, то есть, она должна уделят внимание клиенту во все время беседы. Также она должна следить за тем, чтобы беседа была очень короткой, так как ее работодатель оплачивает выполнение вполне определенного задания (сопровождение клиента) в это время.

Если по мнению ВСаВА она может уделить время для короткого ответа, она может сказать, что практикует Прикладной анализ поведения, назвать компанию, в которой она работает или несколько ближайших офисов других компаний, а также посоветовать поискать информацию в реестре на сайте сертификационной комиссии www.bacb.com о других специалистах, работающих неподалеку.

Если человек начинает задавать уточняющие вопросы (например, «участвует ли семья в этой работе?) или вопросы, потенциально нарушающие конфиденциальность (например, «У моего сына диагностирован аутизм как и у вашего клиента, правда?), ей следует очень вежливо закончить беседу.

«Важнейшие приоритеты ВСаВА в данной ситуации – безопасность клиента и выполнение обязательств перед работодателем.»

Существует и другой вариант – ВСаВА может принять решение, что она не может вступать в беседу в то время, как на ее попечении находится клиент. В этом случае она твердо, но очень вежливо сказать, что она не может отвлекаться от работы (например, «Простите меня, пожалуйста, я действительно не могу сейчас беседовать с вами, я на работе»). Она может назвать свою компанию и предложить позвонить туда или посмотреть информацию на веб-сайте. Также можно дать визитную карточку, если она есть с собой.

Также поведенческий специалист может воспользоваться предоставившейся возможностью поддерживать и продвинуть ценности, этику, принципы и миссию Прикладного анализа поведения как дисциплины (пункт 7.01 рекомендаций).

Поведенческие специалисты могут, например, предлагать несколько источников информации о Прикладном анализе поведения, когда другие люди задают вопросы (пункты 9.0-9.01 рекомендаций).

На сайте APBA (www.apbahome.net ) в открытом доступе размещены материалы о Прикладном анализе поведения, руководства, законы, постановления правительства, относящиеся к регулированию АВА. Раздел «Информация для пользователей» сайта сертификационной комиссии содержит общее описание требований к поведению специалистов, информацию о сертификационных программах и дисциплинарные процедуры.

На сайте Кембриджского центра обучения (www.behavior.org) размещены материалы по Прикладному анализу поведения адаптированные для широкой публики. Также можно рекомендовать веб сайт Ассоциации исследований вмешательств при аутизме (www.asatonline.org) , который содержит информацию о АВА и других методиках вмешательства.

Поведенческий специалист, однако, должен избегать ситуации навязывания своих услуг, особенно в отношении людей, находящихся в зависимом положении (например, членов семьи ребенка, переживающих эпизоды нежелательного поведения, пункт 9.08 Рекомендаций).

При общении поведенческий специалист должен быть готов предоставить информацию о Прикладном анализе поведения, но должен избегать навязывания своих услуг.

Подводя итог, принимая решение о беседе с незнакомцем, ВСаВА в нашем случае должна учесть свои обязательства в первую очередь перед клиентом, во вторую – перед работодателем, который оплачивает ее часы работы, в третью – перед Прикладным анализом поведения.

Если она решит отвечать на вопрос, она должна следить за тем, чтобы беседа была краткой, ни в коем случае не разглашать конфиденциальную информацию (например, имя клиента, диагноз, цели вмешательства, прогресс во время лечения).

Опубликовано в членской рассылке APBA за декабрь 2014 года Амандой Карстен (PhD, BCBA-D) и Джиной Грин (PhD, BCBA-D).
Перевод выполнила Екатерина Жесткова, МА, MS, BCBA
Фото Андрей Самолинов



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами